Previous Page  12 / 18 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 12 / 18 Next Page
Page Background

И.П. Кавинова

12

Гуманитарный вестник

# 3·2017

и устройств, которые могут взаимодействовать между собой, полу-

чать данные о внешней среде;

базовые элементы «умной пыли» — «моты» (англ. mote), раз-

мер которых сопоставим с частицей песка или пыли, они имеют соб-

ственные сенсоры, вычислительный узел, коммуникацию и питание,

группируясь вместе, автоматически создают очень гибкие сети с ма-

лым потреблением питания;

«утилитарный туман» как самоорганизующуюся сеть наноро-

ботов, способных образовывать вместе различные конфигурации,

принимать облик предметов разной формы [3].

Следующий аспект связан с

иммортализмом

, или рассмотрением

трансчеловека в качестве переходной формы к

бессмертному постче-

ловеку.

Тема отнюдь не нова. Конец 60-х — начало 70-х годов ХХ в. —

это время увлечения крионикой (1964 г. — первое издание книги

Р. Эттингера «Перспективы бессмертия», положившей начало совре-

менной крионике), отзвуки которой можно обнаружить даже в филь-

мографии СССР, например в фильме режиссера Михаила Швейцера

«Бегство мистера Мак-Кинли» (1975). Исследуя возможности преодо-

ления человеком своей смертной природы, часто ссылаются на фило-

софию русских космистов, особенно философию общего дела Н. Фе-

дорова. Рассмотрение его идей важно для понимания как позитивных,

так и негативных сторон иммортализма.

Очевидно, идеи Н. Федорова о восстановлении «братских отноше-

ний» внутри человечества благодаря осуществлению общего дела вос-

крешения всех мертвых (отцов, предков и т. д.) и расселения воскре-

шенных в космосе, т. е. очеловечивания космоса, близки транс-

гуманистической идее обретения бессмертия. Однако идеи Н. Федоро-

ва основаны на Первом послании апостола Павла к коринфянам,

в котором говорится, что со смертью «душевного тела» наступает этап

возрождения «духовного тела», при этом одухотворенное тело не рас-

сматривается как шар, пыль или просто свет: «Сеется тело душевное,

восстает тело духовное» [14]. Первым человеком, победившим смерть,

является Христос, он приходит к своим ученикам после воскрешения

из мертвых в телесном облике, причем даже может вкушать пищу

в этом преображенном теле.

В этом смысле крионика, как и другие виды и формы бальзами-

рования мертвого тела, не имеет ничего общего с призывом Н. Федо-

рова работать над проблемой обретения человечеством бессмертия,

так как он имел в виду преображение и восстановление одухотворен-

ной плоти человека. Не случайно Н. Федоров даже истоки искусства

видел в искаженном представлении о бессмертии, так как самое

древнее искусство, по мнению философа, — сохранение памяти об

умерших, а расцвет этого рода творчества приходится на построение

египетских гробниц. В отличие от подобного восприятия бессмертия