И.П. Кавинова
12
Гуманитарный вестник
# 3·2017
и устройств, которые могут взаимодействовать между собой, полу-
чать данные о внешней среде;
базовые элементы «умной пыли» — «моты» (англ. mote), раз-
мер которых сопоставим с частицей песка или пыли, они имеют соб-
ственные сенсоры, вычислительный узел, коммуникацию и питание,
группируясь вместе, автоматически создают очень гибкие сети с ма-
лым потреблением питания;
«утилитарный туман» как самоорганизующуюся сеть наноро-
ботов, способных образовывать вместе различные конфигурации,
принимать облик предметов разной формы [3].
Следующий аспект связан с
иммортализмом
, или рассмотрением
трансчеловека в качестве переходной формы к
бессмертному постче-
ловеку.
Тема отнюдь не нова. Конец 60-х — начало 70-х годов ХХ в. —
это время увлечения крионикой (1964 г. — первое издание книги
Р. Эттингера «Перспективы бессмертия», положившей начало совре-
менной крионике), отзвуки которой можно обнаружить даже в филь-
мографии СССР, например в фильме режиссера Михаила Швейцера
«Бегство мистера Мак-Кинли» (1975). Исследуя возможности преодо-
ления человеком своей смертной природы, часто ссылаются на фило-
софию русских космистов, особенно философию общего дела Н. Фе-
дорова. Рассмотрение его идей важно для понимания как позитивных,
так и негативных сторон иммортализма.
Очевидно, идеи Н. Федорова о восстановлении «братских отноше-
ний» внутри человечества благодаря осуществлению общего дела вос-
крешения всех мертвых (отцов, предков и т. д.) и расселения воскре-
шенных в космосе, т. е. очеловечивания космоса, близки транс-
гуманистической идее обретения бессмертия. Однако идеи Н. Федоро-
ва основаны на Первом послании апостола Павла к коринфянам,
в котором говорится, что со смертью «душевного тела» наступает этап
возрождения «духовного тела», при этом одухотворенное тело не рас-
сматривается как шар, пыль или просто свет: «Сеется тело душевное,
восстает тело духовное» [14]. Первым человеком, победившим смерть,
является Христос, он приходит к своим ученикам после воскрешения
из мертвых в телесном облике, причем даже может вкушать пищу
в этом преображенном теле.
В этом смысле крионика, как и другие виды и формы бальзами-
рования мертвого тела, не имеет ничего общего с призывом Н. Федо-
рова работать над проблемой обретения человечеством бессмертия,
так как он имел в виду преображение и восстановление одухотворен-
ной плоти человека. Не случайно Н. Федоров даже истоки искусства
видел в искаженном представлении о бессмертии, так как самое
древнее искусство, по мнению философа, — сохранение памяти об
умерших, а расцвет этого рода творчества приходится на построение
египетских гробниц. В отличие от подобного восприятия бессмертия