Previous Page  13 / 18 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 13 / 18 Next Page
Page Background

Философско-религиозные и социальные аспекты трансгуманизма…

Гуманитарный вестник

# 3·2017 13

древними цивилизациями, по Н. Федорову, организация русского

хра-

ма, в котором косная материя камня преобразуется в

символ бес-

смертного существования

всего и вся во Вселенной — это подлинный

символ, или даже проект будущего осуществления себя человече-

ством. Если идея бессмертия у «московского Сократа» Н. Федорова

находится в явном противоречии с идеей сохранения мертвой плоти

в крионике до ее возможного восстановления на новом этапе развития

науки, то мысль об эволюции как разумно направляемом процессе

сродни идеям современных трансгуманистов. Не менее популярной

может стать сегодня и федоровская идея превращения армии в есте-

ствоиспытательную силу (имеется в виду

обращение орудий истреб-

ления в орудия спасения от голода и эпидемий), о чем философ прямо

писал в статье «Разоружение», напечатанной в «Новом времени»

14 октября 1898 г. (поводом для написания статьи послужили засуха

1897 г. в России и обсуждение американского опыта искусственного

вызывания дождя). Любопытно, что американский психолог и фило-

соф У. Джемс в 1910 г. (т. е. немногим позднее) выскажет близкие

Н. Федорову идеи в статье «Моральный эквивалент войне». Этот пласт

проблем затрагивает не только возможную иммортальность человече-

ства на путях общего дела обретения власти над природой (в том чис-

ле и над агрессивной природой самого человека — идея психократии

у Н. Федорова), но и философское осмысление

направленности тех-

нического прогресса

.

Для того чтобы определиться с вопросом, каковы перспективы

технического прогресса в антропологическом плане, необходимо хо-

тя бы коротко рассмотреть некоторые из продуктивных идей

фило-

софии техники.

Философия техники не связана напрямую с постановкой и по-

пытками решения проблемы бессмертия. Тем не менее в этой области

изучения человека можно обнаружить важные ориентиры для пони-

мания иммортализма сегодня.

В 1954 г. известный немецкий философ-экзистенциалист Мартин

Хайдеггер опубликовал работу «Вопрос о технике» (позже были

опубликованы «Вопрос о бытии» и «Вопрос о вещи»). В своем ори-

гинальном произведении философ отказался от трактовки техники

как формы прикладной науки и настаивал на том, что именно техни-

ка как особое отношение человека к природе порождает теоретиче-

ское знание. Природа, мир, по Хайдеггеру, являются провокатором

всех технических изобретений и открытий, как хозяин, оставивший

дверь в дом приоткрытой, провоцируя случайного прохожего на гра-

беж. Онтологические основания техники заключаются в том, что все

изобретенное человеком уже давно создано природой, людям остает-

ся только переизобретать уже некую данность — «постав», причем

изобретение — это превращение потаенности мира в непотаенность