Философско-религиозные и социальные аспекты трансгуманизма…
Гуманитарный вестник
# 3·2017 13
древними цивилизациями, по Н. Федорову, организация русского
хра-
ма, в котором косная материя камня преобразуется в
символ бес-
смертного существования
всего и вся во Вселенной — это подлинный
символ, или даже проект будущего осуществления себя человече-
ством. Если идея бессмертия у «московского Сократа» Н. Федорова
находится в явном противоречии с идеей сохранения мертвой плоти
в крионике до ее возможного восстановления на новом этапе развития
науки, то мысль об эволюции как разумно направляемом процессе
сродни идеям современных трансгуманистов. Не менее популярной
может стать сегодня и федоровская идея превращения армии в есте-
ствоиспытательную силу (имеется в виду
обращение орудий истреб-
ления в орудия спасения от голода и эпидемий), о чем философ прямо
писал в статье «Разоружение», напечатанной в «Новом времени»
14 октября 1898 г. (поводом для написания статьи послужили засуха
1897 г. в России и обсуждение американского опыта искусственного
вызывания дождя). Любопытно, что американский психолог и фило-
соф У. Джемс в 1910 г. (т. е. немногим позднее) выскажет близкие
Н. Федорову идеи в статье «Моральный эквивалент войне». Этот пласт
проблем затрагивает не только возможную иммортальность человече-
ства на путях общего дела обретения власти над природой (в том чис-
ле и над агрессивной природой самого человека — идея психократии
у Н. Федорова), но и философское осмысление
направленности тех-
нического прогресса
.
Для того чтобы определиться с вопросом, каковы перспективы
технического прогресса в антропологическом плане, необходимо хо-
тя бы коротко рассмотреть некоторые из продуктивных идей
фило-
софии техники.
Философия техники не связана напрямую с постановкой и по-
пытками решения проблемы бессмертия. Тем не менее в этой области
изучения человека можно обнаружить важные ориентиры для пони-
мания иммортализма сегодня.
В 1954 г. известный немецкий философ-экзистенциалист Мартин
Хайдеггер опубликовал работу «Вопрос о технике» (позже были
опубликованы «Вопрос о бытии» и «Вопрос о вещи»). В своем ори-
гинальном произведении философ отказался от трактовки техники
как формы прикладной науки и настаивал на том, что именно техни-
ка как особое отношение человека к природе порождает теоретиче-
ское знание. Природа, мир, по Хайдеггеру, являются провокатором
всех технических изобретений и открытий, как хозяин, оставивший
дверь в дом приоткрытой, провоцируя случайного прохожего на гра-
беж. Онтологические основания техники заключаются в том, что все
изобретенное человеком уже давно создано природой, людям остает-
ся только переизобретать уже некую данность — «постав», причем
изобретение — это превращение потаенности мира в непотаенность