Previous Page  5 / 18 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 18 Next Page
Page Background

Философско-религиозные и социальные аспекты трансгуманизма…

Гуманитарный вестник

# 3·2017 5

Основная идея нанотехнологии состоит в том, что практически

любую химически стабильную структуру, которую можно описать, на

самом деле можно и построить. Эта мысль берет свое начало еще

в хрестоматийной речи «Там, внизу, полно места» Ричарда Фейнмана

в 1959 г., но лишь после детального анализа, проведенного Э. Дрекс-

лером

1

, нанотехнология стала самостоятельной областью науки и пре-

вратилась в долгосрочный технический проект. Последние несколько

лет ознаменовались повышенным интересом к этой области как в Рос-

сии, так и за рубежом и ростом инвестиций в нанотехнологии.

Следующим важным аспектом использования термина «трансгума-

низм», по мнению автора статьи, является его отождествление исклю-

чительно с понятием человеческого бессмертия (иммортализм). В конце

XIX в. В.С. Соловьев, выдающийся русский религиозный философ,

обеспокоенный увлечением русской молодежи идеями Ф. Ницше, вос-

клицал в статье, посвященной развенчанию идеи сверхчеловека: «Так

что же не может сверхчеловек?!» И сам отвечал: «Не может победить

смерть». «Человек же есть прежде всего и в особенности “смертный” —

в смысле побеждаемого, преодолеваемого смертью... Если бы даже и не

вставал в нашем воспоминании образ подлинного “сверхчеловека”, дей-

ствительного победителя смерти и “первенца из мертвых”,... если бы и

не было перед нами действительного “сверхчеловека”, то во всяком

случае есть сверхчеловеческий путь» [6, с. 632, 633].

Именно проблема обретения бессмертия стала для некоторых со-

временных трансгуманистов ключевой в их идеологии. В таком кон-

тексте используют термин «

трансчеловек

» (transhuman), при этом

предполагается, что за трансчеловеком должен последовать

постче-

ловек

, который будет модифицирован до такой степени, что окажется

голографическим созданием с искусственным интеллектом, живу-

щим в виртуальной реальности внутри вычислительных систем.

Термин «трансчеловек», или «переходный человек», впервые

начал использовать в своих сочинениях философ-футурист Ферейдун

М. Эсфендиари (фр. Fereidoun M. Esfandiary, 1930–2000). Бельгиец,

сын иранского дипломата, впоследствии гражданин США, он сменил

свое имя на FM-2030 с надеждой на то, что проживет не менее 100 лет.

Ему принадлежат сочинения «Оптимизм один» (Optimism One, 1970),

«Взгляд сверху: манифест футурологов» (Up-Wingers: A Futurist

Manifesto, 1973) и «Телесферы» (Telespheres, 1977), «А ты — трансче-

ловек?» (Are You a Transhuman?, 1989). В книге «А ты — трансчело-

век?» Ферейдун М. Эсфендиари утверждал, что в 2035 г. размножение

__________

1

Эрик Дрекслер родился в 1955 г. в Калифорнии. Автор концепции нанотехно-

логического механосинтеза и «серой слизи», участник космической политики по

заключению соглашений о будущей деятельности государств на Луне и других

небесных телах.