Философско-религиозные и социальные аспекты трансгуманизма…
Гуманитарный вестник
# 3·2017 5
Основная идея нанотехнологии состоит в том, что практически
любую химически стабильную структуру, которую можно описать, на
самом деле можно и построить. Эта мысль берет свое начало еще
в хрестоматийной речи «Там, внизу, полно места» Ричарда Фейнмана
в 1959 г., но лишь после детального анализа, проведенного Э. Дрекс-
лером
1
, нанотехнология стала самостоятельной областью науки и пре-
вратилась в долгосрочный технический проект. Последние несколько
лет ознаменовались повышенным интересом к этой области как в Рос-
сии, так и за рубежом и ростом инвестиций в нанотехнологии.
Следующим важным аспектом использования термина «трансгума-
низм», по мнению автора статьи, является его отождествление исклю-
чительно с понятием человеческого бессмертия (иммортализм). В конце
XIX в. В.С. Соловьев, выдающийся русский религиозный философ,
обеспокоенный увлечением русской молодежи идеями Ф. Ницше, вос-
клицал в статье, посвященной развенчанию идеи сверхчеловека: «Так
что же не может сверхчеловек?!» И сам отвечал: «Не может победить
смерть». «Человек же есть прежде всего и в особенности “смертный” —
в смысле побеждаемого, преодолеваемого смертью... Если бы даже и не
вставал в нашем воспоминании образ подлинного “сверхчеловека”, дей-
ствительного победителя смерти и “первенца из мертвых”,... если бы и
не было перед нами действительного “сверхчеловека”, то во всяком
случае есть сверхчеловеческий путь» [6, с. 632, 633].
Именно проблема обретения бессмертия стала для некоторых со-
временных трансгуманистов ключевой в их идеологии. В таком кон-
тексте используют термин «
трансчеловек
» (transhuman), при этом
предполагается, что за трансчеловеком должен последовать
постче-
ловек
, который будет модифицирован до такой степени, что окажется
голографическим созданием с искусственным интеллектом, живу-
щим в виртуальной реальности внутри вычислительных систем.
Термин «трансчеловек», или «переходный человек», впервые
начал использовать в своих сочинениях философ-футурист Ферейдун
М. Эсфендиари (фр. Fereidoun M. Esfandiary, 1930–2000). Бельгиец,
сын иранского дипломата, впоследствии гражданин США, он сменил
свое имя на FM-2030 с надеждой на то, что проживет не менее 100 лет.
Ему принадлежат сочинения «Оптимизм один» (Optimism One, 1970),
«Взгляд сверху: манифест футурологов» (Up-Wingers: A Futurist
Manifesto, 1973) и «Телесферы» (Telespheres, 1977), «А ты — трансче-
ловек?» (Are You a Transhuman?, 1989). В книге «А ты — трансчело-
век?» Ферейдун М. Эсфендиари утверждал, что в 2035 г. размножение
__________
1
Эрик Дрекслер родился в 1955 г. в Калифорнии. Автор концепции нанотехно-
логического механосинтеза и «серой слизи», участник космической политики по
заключению соглашений о будущей деятельности государств на Луне и других
небесных телах.