Previous Page  8 / 18 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 18 Next Page
Page Background

И.П. Кавинова

8

Гуманитарный вестник

# 3·2017

Во всех трех перечисленных выше аспектах трансгуманизма как

складывающейся сегодня идеологии имеются свои сильные и слабые

стороны. Автор статьи полагает, что, несмотря на определенную

привлекательность данной идеологии, у нее есть мало проработанные

и даже опасные направления истолкования путей развития человече-

ства, то, что в религиозном сознании рассматривается как соблазн

и прельщение. Можно обозначить хотя бы некоторые из опасных или

откровенно слабых сторон трансгуманизма по уже перечисленным

автором позициям.

В эволюционной теории к началу ХХI в. накопилось немало «чер-

ных дыр» и «белых пятен». Уязвимым c точки зрения

точного знания

в СТЭ является ряд положений: популяционный характер естественно-

го отбора, отсутствие выявленных предзвеньев уже сформировавших-

ся видов живого, невозможность получения искусственно новых ви-

дов, катастрофизм как атрибут эволюции, сложности в объяснении

процессов антропогенеза и др. Кроме того, существует проблема про-

исхождения жизни на Земле и в космосе. Известный эволюционист

Н.Н. Воронцов писал, что «многие эволюционисты предпочитают во-

обще не обсуждать тему возникновения жизни. “О том, как произошла

жизнь, знают лишь академик Опарин и Раиса Львовна Берг, а я был

маленький, я не помню”, — говаривал в 50-х годах Н.В. Тимофеев-

Ресовский, отвергая саму возможность дискуссии по этому поводу»

[10, с. 604]. Следует также отметить, что, отвергая креационизм

в любых его формах, у эволюционистов все время появляется необхо-

димость регуляции численности народонаселения на Земле (как это

произошло с Хаксли). Даже у такого корректного автора, как Н.Н. Во-

ронцов, в заключительной главе книги [10] можно обнаружить следу-

ющее рассуждение: «Страны третьего мира, потребляющие в расчете

на одного жителя меньше ресурсов современных и былых биосфер,

ответственны за неконтролируемую рождаемость, порожденную этим

высокую детскую смертность и переэксплуатацию природы в таких

странах, как Индия, Пакистан, Бангладеш, Бразилия, страны Цен-

тральной и Северной Африки» [10, с. 610, 611]. В связи с этим вновь

вспоминаются сетования ницшеанского Заратустры по поводу того,

что переход к сверхчеловеку несет с собой боль и кровь: «Ты, вино-

градная лоза! За что хвалишь ты меня! Ведь я срезал тебя! Я жесток,

ты истекаешь кровью…» [2, с. 279]. Опасным поворотом событий

в этом плане может стать трансгуманистический гендеризм — актив-

ная пропаганда однополых браков (с христианской точки зрения —

содомия), искусственная регуляция рождаемости вплоть до насиль-

ственного лишения человека его пола, и даже такая форма борьбы с

перенаселением, как спланированное вымирание с целью освобожде-

ния Земли от нерадивого ее хозяина — человека («жить долго и счаст-

ливо вымереть» — конечная цель VHEMT, от англ. Voluntary Human

Extinction Movement).