И.П. Кавинова
8
Гуманитарный вестник
# 3·2017
Во всех трех перечисленных выше аспектах трансгуманизма как
складывающейся сегодня идеологии имеются свои сильные и слабые
стороны. Автор статьи полагает, что, несмотря на определенную
привлекательность данной идеологии, у нее есть мало проработанные
и даже опасные направления истолкования путей развития человече-
ства, то, что в религиозном сознании рассматривается как соблазн
и прельщение. Можно обозначить хотя бы некоторые из опасных или
откровенно слабых сторон трансгуманизма по уже перечисленным
автором позициям.
В эволюционной теории к началу ХХI в. накопилось немало «чер-
ных дыр» и «белых пятен». Уязвимым c точки зрения
точного знания
в СТЭ является ряд положений: популяционный характер естественно-
го отбора, отсутствие выявленных предзвеньев уже сформировавших-
ся видов живого, невозможность получения искусственно новых ви-
дов, катастрофизм как атрибут эволюции, сложности в объяснении
процессов антропогенеза и др. Кроме того, существует проблема про-
исхождения жизни на Земле и в космосе. Известный эволюционист
Н.Н. Воронцов писал, что «многие эволюционисты предпочитают во-
обще не обсуждать тему возникновения жизни. “О том, как произошла
жизнь, знают лишь академик Опарин и Раиса Львовна Берг, а я был
маленький, я не помню”, — говаривал в 50-х годах Н.В. Тимофеев-
Ресовский, отвергая саму возможность дискуссии по этому поводу»
[10, с. 604]. Следует также отметить, что, отвергая креационизм
в любых его формах, у эволюционистов все время появляется необхо-
димость регуляции численности народонаселения на Земле (как это
произошло с Хаксли). Даже у такого корректного автора, как Н.Н. Во-
ронцов, в заключительной главе книги [10] можно обнаружить следу-
ющее рассуждение: «Страны третьего мира, потребляющие в расчете
на одного жителя меньше ресурсов современных и былых биосфер,
ответственны за неконтролируемую рождаемость, порожденную этим
высокую детскую смертность и переэксплуатацию природы в таких
странах, как Индия, Пакистан, Бангладеш, Бразилия, страны Цен-
тральной и Северной Африки» [10, с. 610, 611]. В связи с этим вновь
вспоминаются сетования ницшеанского Заратустры по поводу того,
что переход к сверхчеловеку несет с собой боль и кровь: «Ты, вино-
градная лоза! За что хвалишь ты меня! Ведь я срезал тебя! Я жесток,
ты истекаешь кровью…» [2, с. 279]. Опасным поворотом событий
в этом плане может стать трансгуманистический гендеризм — актив-
ная пропаганда однополых браков (с христианской точки зрения —
содомия), искусственная регуляция рождаемости вплоть до насиль-
ственного лишения человека его пола, и даже такая форма борьбы с
перенаселением, как спланированное вымирание с целью освобожде-
ния Земли от нерадивого ее хозяина — человека («жить долго и счаст-
ливо вымереть» — конечная цель VHEMT, от англ. Voluntary Human
Extinction Movement).