Previous Page  4 / 18 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 18 Next Page
Page Background

И.П. Кавинова

4

Гуманитарный вестник

# 3·2017

Более широко трансгуманизм определяют так же как интеллекту-

альное и культурное

движение

, которое подтверждает возможность

и целесообразность фундаментального улучшения условий жизни

человека с помощью прикладных технологий.

Особо хотелось бы остановиться на том, что в России трансгума-

низм становится все более популярным движением. Называющий се-

бя трансгуманистом И.В. Артюхов в докладе на VII международном

философско-культурологическом конгрессе в 2004 г., а позже в ста-

тье 2008 г. в книге «Новые технологии и продолжение эволюции че-

ловека» показал, насколько трансгуманизм глубоко укоренен в рус-

ской культуре. И.В. Артюхов справедливо отметил, что несмотря на

преобладание англоязычных авторов в продвижении идей трансгу-

манизма (Д. Хаксли, биолог Дж.Б.С. Холдейн, физик Дж.Д. Бернал,

палеонтолог Т. де Шарден и другие), несомненными предшественни-

ками этих идей были русские космисты Н. Федоров, К.Э. Циолков-

ский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, А.П. Сухово-Кобылин,

В.Ф. Купревич, а еще ранее — А.Н. Радищев (трактат «О человеке,

его смертности и бессмертии») и В.Ф. Одоевский (роман «4338 год»).

Продолжением этого направления русской философской мысли стало

в 20-е годы ХХ в. движение биокосмистов (А. Святогор, А.Б. Яро-

славский и другие предлагали свой вариант бальзамирования тела

вождя большевиков В.И. Ленина; идеи биокосмизма был не чужды

поэту В.В. Маяковскому). В 30–40-е годы ХХ в. движение было раз-

громлено силами правоохранительных органов СССР, некоторые ру-

ководители биокосмистов оказались в ГУЛАГе. Примечательно, что

среди современных западных трансгуманистов весьма заметное ме-

сто занимают выходцы из России и бывшего СССР. Одним из вид-

нейших идеологов современного трансгуманизма был скончавшийся

в 2000 г. футуролог и специалист по искусственному интеллекту

А. Численко, сейчас на Западе живут биофизики Ю. Пичугин и

М. Соловьев — известные специалисты в области крионики, сторон-

ники иммортализма. Все это далеко не полный список российских

трансгуманистов, работающих за границей.

И.В. Артюхов пытается классифицировать современных россий-

ских трансгуманистов по следующим направлениям: федоровцы (по-

следователи идей Н. Федорова); российские имморталисты-естествен-

ники (пришли к своим идеям независимо от наследия русского кос-

мизма); Российское трансгуманистическое движение (РТД, к которому

принадлежит сам И.В. Артюхов), существующее в виде интернет-

сообществ

transhumanism-russia.ru

и

bessmertie.ru

[4, с. 31–46].

На сайте РТД декларируется, что главной целью трансгуманизма

является бесконечное совершенствование человека с использованием

для этого разнообразных технологических способов, среди которых

особо выделяются нанотехнологии [5].