И.П. Кавинова
4
Гуманитарный вестник
# 3·2017
Более широко трансгуманизм определяют так же как интеллекту-
альное и культурное
движение
, которое подтверждает возможность
и целесообразность фундаментального улучшения условий жизни
человека с помощью прикладных технологий.
Особо хотелось бы остановиться на том, что в России трансгума-
низм становится все более популярным движением. Называющий се-
бя трансгуманистом И.В. Артюхов в докладе на VII международном
философско-культурологическом конгрессе в 2004 г., а позже в ста-
тье 2008 г. в книге «Новые технологии и продолжение эволюции че-
ловека» показал, насколько трансгуманизм глубоко укоренен в рус-
ской культуре. И.В. Артюхов справедливо отметил, что несмотря на
преобладание англоязычных авторов в продвижении идей трансгу-
манизма (Д. Хаксли, биолог Дж.Б.С. Холдейн, физик Дж.Д. Бернал,
палеонтолог Т. де Шарден и другие), несомненными предшественни-
ками этих идей были русские космисты Н. Федоров, К.Э. Циолков-
ский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, А.П. Сухово-Кобылин,
В.Ф. Купревич, а еще ранее — А.Н. Радищев (трактат «О человеке,
его смертности и бессмертии») и В.Ф. Одоевский (роман «4338 год»).
Продолжением этого направления русской философской мысли стало
в 20-е годы ХХ в. движение биокосмистов (А. Святогор, А.Б. Яро-
славский и другие предлагали свой вариант бальзамирования тела
вождя большевиков В.И. Ленина; идеи биокосмизма был не чужды
поэту В.В. Маяковскому). В 30–40-е годы ХХ в. движение было раз-
громлено силами правоохранительных органов СССР, некоторые ру-
ководители биокосмистов оказались в ГУЛАГе. Примечательно, что
среди современных западных трансгуманистов весьма заметное ме-
сто занимают выходцы из России и бывшего СССР. Одним из вид-
нейших идеологов современного трансгуманизма был скончавшийся
в 2000 г. футуролог и специалист по искусственному интеллекту
А. Численко, сейчас на Западе живут биофизики Ю. Пичугин и
М. Соловьев — известные специалисты в области крионики, сторон-
ники иммортализма. Все это далеко не полный список российских
трансгуманистов, работающих за границей.
И.В. Артюхов пытается классифицировать современных россий-
ских трансгуманистов по следующим направлениям: федоровцы (по-
следователи идей Н. Федорова); российские имморталисты-естествен-
ники (пришли к своим идеям независимо от наследия русского кос-
мизма); Российское трансгуманистическое движение (РТД, к которому
принадлежит сам И.В. Артюхов), существующее в виде интернет-
сообществ
transhumanism-russia.ruи
bessmertie.ru[4, с. 31–46].
На сайте РТД декларируется, что главной целью трансгуманизма
является бесконечное совершенствование человека с использованием
для этого разнообразных технологических способов, среди которых
особо выделяются нанотехнологии [5].