Философско-религиозные и социальные аспекты трансгуманизма…
Гуманитарный вестник
# 3·2017 3
лантами их использовал — один приумножил, другой же закопал
в землю, но никто не был обделен. Такая позиция перекрывает даже
слабый намек на разделение людей на качественных и некачествен-
ных. Однако появление так называемой техноевгеники — это яркий
пример возврата подобных идей, много раз как выдвигаемых, так и
опровергаемых, что вызывает аллюзии с романами «Преступление и
наказание» Ф.М. Достоевского, «Так говорил Заратустра» Ф. Ницше
и с недавно вышедшим на экраны фильмом
«Иррациональный чело-
век» американского режиссера Вуди Аллена.
Одним из контекстов использования термина «трансгуманизм»
являются идеи искусственного (запрограммированного) отбора чело-
века с ориентацией на его «качественность», «породистость» (евге-
ника), улучшения человеческой породы с использованием всех име-
ющихся в арсенале науки средств и способов (техноевгеника).
Еще один аспект употребления понятия «трансгуманизм» — обо-
значаемые им различного рода
интеллектуальные течения
как эли-
тарного, так и массового характера, за которыми читается научный
дилетантизм в самых разнообразных формах — от восторга перед
достижениями технической цивилизации до ее демонизации. В по-
следние годы трансгуманизм распространялся по всему миру экспо-
ненциальными темпами. В настоящее время существуют две между-
народные трансгуманистические организации, а также Институт
экстропии (Extropy Institute) и Всемирная трансгуманистическая ас-
социация (World Transhumanist Association) — все эти сообщества
единомышленников публикуют статьи в электронных журналах, ор-
ганизуют конференции и публичные дискуссии по вопросам транс-
гуманизма. Во многих странах существуют местные трансгумани-
стические группы, а в США практически в каждом крупном городе
действуют дискуссионные группы. Растущий объем материалов о
трансгуманизме публикуется в Интернете. Трансгуманисты общают-
ся онлайн в нескольких открытых листах рассылки [3, с. 27–37].
Можно сделать вывод о формировании своего рода субкультуры
трансгуманизма.
Одним из ключевых событий в становлении трансгуманизма как
течения, популяризировавшего достижения современной науки, стал
выход в 1988 г. первого выпуска журнала Extropy Magazine под ре-
дакцией людей с псевдонимами Макс Мор (Max More) и T.O. Мороу
(Morrow) (в обоих псевдонимах обыграна тематика будущего: от англ.
tomorrow
— завтра). В 1992 г. М. Мор и Т.О. Мороу основали Инсти-
тут экстропии (Extropy Institute). Журнал и созданная организация по-
служили катализаторами объединения множества отдельных ранних
групп на основе тематики трансгуманизма. В 1990 г. М. Мор в одной
из дефиниций трансгуманизма, что особо примечательно, назвал его
«философией жизни» [3].