Previous Page  3 / 18 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 18 Next Page
Page Background

Философско-религиозные и социальные аспекты трансгуманизма…

Гуманитарный вестник

# 3·2017 3

лантами их использовал — один приумножил, другой же закопал

в землю, но никто не был обделен. Такая позиция перекрывает даже

слабый намек на разделение людей на качественных и некачествен-

ных. Однако появление так называемой техноевгеники — это яркий

пример возврата подобных идей, много раз как выдвигаемых, так и

опровергаемых, что вызывает аллюзии с романами «Преступление и

наказание» Ф.М. Достоевского, «Так говорил Заратустра» Ф. Ницше

и с недавно вышедшим на экраны фильмом

«Иррациональный чело-

век» американского режиссера Вуди Аллена.

Одним из контекстов использования термина «трансгуманизм»

являются идеи искусственного (запрограммированного) отбора чело-

века с ориентацией на его «качественность», «породистость» (евге-

ника), улучшения человеческой породы с использованием всех име-

ющихся в арсенале науки средств и способов (техноевгеника).

Еще один аспект употребления понятия «трансгуманизм» — обо-

значаемые им различного рода

интеллектуальные течения

как эли-

тарного, так и массового характера, за которыми читается научный

дилетантизм в самых разнообразных формах — от восторга перед

достижениями технической цивилизации до ее демонизации. В по-

следние годы трансгуманизм распространялся по всему миру экспо-

ненциальными темпами. В настоящее время существуют две между-

народные трансгуманистические организации, а также Институт

экстропии (Extropy Institute) и Всемирная трансгуманистическая ас-

социация (World Transhumanist Association) — все эти сообщества

единомышленников публикуют статьи в электронных журналах, ор-

ганизуют конференции и публичные дискуссии по вопросам транс-

гуманизма. Во многих странах существуют местные трансгумани-

стические группы, а в США практически в каждом крупном городе

действуют дискуссионные группы. Растущий объем материалов о

трансгуманизме публикуется в Интернете. Трансгуманисты общают-

ся онлайн в нескольких открытых листах рассылки [3, с. 27–37].

Можно сделать вывод о формировании своего рода субкультуры

трансгуманизма.

Одним из ключевых событий в становлении трансгуманизма как

течения, популяризировавшего достижения современной науки, стал

выход в 1988 г. первого выпуска журнала Extropy Magazine под ре-

дакцией людей с псевдонимами Макс Мор (Max More) и T.O. Мороу

(Morrow) (в обоих псевдонимах обыграна тематика будущего: от англ.

tomorrow

— завтра). В 1992 г. М. Мор и Т.О. Мороу основали Инсти-

тут экстропии (Extropy Institute). Журнал и созданная организация по-

служили катализаторами объединения множества отдельных ранних

групп на основе тематики трансгуманизма. В 1990 г. М. Мор в одной

из дефиниций трансгуманизма, что особо примечательно, назвал его

«философией жизни» [3].