И.П. Кавинова
2
Гуманитарный вестник
# 3·2017
апокалипсиса»,1927), позже, в 1957 г., в книге «Новые бутылки для
нового вина» («New Bottles For New Wine») ученый уточнял, что
трансгуманизм — это также осознание человечеством необходимости
самосовершенствования, или направленной эволюции. Хаксли писал:
«Человеческий род может, если того захочет, превзойти самого себя,
и делать это не только спорадически, … а … в масштабах человече-
ства в целом. Нам необходимо дать название этому новому убежде-
нию. Возможно, здесь подойдет слово “трансгуманизм”: человек оста-
нется человеком, но превзойдет себя, реализуя новые возможности
своей собственной природы. Коль скоро найдется достаточно людей,
которые смогут твердо сказать: “Я верю в трансгуманизм”, род чело-
веческий достигнет порога новой формы существования, и она будет
столь же отличной от нашей, как наша отлична от пекинского челове-
ка. Тем самым человечество наконец-то приступит к осознанному вы-
полнению своего подлинного предназначения» [1, с. 13–17]. Каждому
человеку, хоть немного знакомому с историей философии,
после про-
чтения данного высказывания вспоминается фраза из «Так говорил За-
ратустра» Ф. Ницше: «Человек — это нечто, что должно превзойти…
Что такое обезьяна в отношении человека? Посмешище или мучитель-
ный позор. И тем же самым должен быть человек для сверхчеловека:
посмешищем или мучительным позором… Я хочу учить людей смыс-
лу их бытия: этот смысл есть сверхчеловек, молния-из-темной-тучи-
человек» [2, с. 18, 33].
Хаксли далее пояснял, что, завершив географическое изучение
Земли, человечество все еще находится в начале пути исследования
своей природы, что «огромный новый мир неизведанных возможно-
стей все еще ждет своего Колумба» [1]. В этой же работе были вы-
сказаны и довольно негуманные идеи о новой человечности, в част-
ности, под влиянием концепций евгеники автор констатировал, что
«качество людей отнюдь не равноценно их количеству», а это бук-
вально «убивает» надежды человечества на новый лучший мир. Так и
не предоставив четкого определения прекрасного, Хаксли утверждал,
что красота и наслаждение должны выступать в качестве самоцели
развития человечества, но это абсолютно несовместимо с массовым
скоплением людей в больших «депрессивных городах» [1, с. 13–17].
Между тем даже Платон при всей его жесткой регламентации
в построении идеального общества («Государство», IV в. до н.э.) по-
нимал, что в семье каменотеса Софрониска мог родиться гениальный
философ Сократ, и что природный талант не зависит от происхожде-
ния человека. Тем не менее идеи «породистости» человека в той или
иной форме — от евгеники до крайних форм расизма — продолжают
интересовать человечество и по сей день. В евангельской притче
о талантах говорится о том, что господин ни одного из своих рабов
не оставил без талантов, другое дело, как каждый из владевших та-