Previous Page  2 / 18 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 18 Next Page
Page Background

И.П. Кавинова

2

Гуманитарный вестник

# 3·2017

апокалипсиса»,1927), позже, в 1957 г., в книге «Новые бутылки для

нового вина» («New Bottles For New Wine») ученый уточнял, что

трансгуманизм — это также осознание человечеством необходимости

самосовершенствования, или направленной эволюции. Хаксли писал:

«Человеческий род может, если того захочет, превзойти самого себя,

и делать это не только спорадически, … а … в масштабах человече-

ства в целом. Нам необходимо дать название этому новому убежде-

нию. Возможно, здесь подойдет слово “трансгуманизм”: человек оста-

нется человеком, но превзойдет себя, реализуя новые возможности

своей собственной природы. Коль скоро найдется достаточно людей,

которые смогут твердо сказать: “Я верю в трансгуманизм”, род чело-

веческий достигнет порога новой формы существования, и она будет

столь же отличной от нашей, как наша отлична от пекинского челове-

ка. Тем самым человечество наконец-то приступит к осознанному вы-

полнению своего подлинного предназначения» [1, с. 13–17]. Каждому

человеку, хоть немного знакомому с историей философии,

после про-

чтения данного высказывания вспоминается фраза из «Так говорил За-

ратустра» Ф. Ницше: «Человек — это нечто, что должно превзойти…

Что такое обезьяна в отношении человека? Посмешище или мучитель-

ный позор. И тем же самым должен быть человек для сверхчеловека:

посмешищем или мучительным позором… Я хочу учить людей смыс-

лу их бытия: этот смысл есть сверхчеловек, молния-из-темной-тучи-

человек» [2, с. 18, 33].

Хаксли далее пояснял, что, завершив географическое изучение

Земли, человечество все еще находится в начале пути исследования

своей природы, что «огромный новый мир неизведанных возможно-

стей все еще ждет своего Колумба» [1]. В этой же работе были вы-

сказаны и довольно негуманные идеи о новой человечности, в част-

ности, под влиянием концепций евгеники автор констатировал, что

«качество людей отнюдь не равноценно их количеству», а это бук-

вально «убивает» надежды человечества на новый лучший мир. Так и

не предоставив четкого определения прекрасного, Хаксли утверждал,

что красота и наслаждение должны выступать в качестве самоцели

развития человечества, но это абсолютно несовместимо с массовым

скоплением людей в больших «депрессивных городах» [1, с. 13–17].

Между тем даже Платон при всей его жесткой регламентации

в построении идеального общества («Государство», IV в. до н.э.) по-

нимал, что в семье каменотеса Софрониска мог родиться гениальный

философ Сократ, и что природный талант не зависит от происхожде-

ния человека. Тем не менее идеи «породистости» человека в той или

иной форме — от евгеники до крайних форм расизма — продолжают

интересовать человечество и по сей день. В евангельской притче

о талантах говорится о том, что господин ни одного из своих рабов

не оставил без талантов, другое дело, как каждый из владевших та-