Е.С. Алексеева
8
Гуманитарный вестник
# 2·2017
Еще в 2014 г. появлялись сообщения в прессе о том, что Россотруд-
ничество и МИД готовы представить проект комплексной стратегии
расширения гуманитарного влияния России в мире, или доктрину
«мягкой» силы [15], однако стратегия так и не была утверждена.
Процесс ее подготовки в свою очередь предполагает следующие эта-
пы:
•
формирование экспертной группы для разработки стратегии;
•
организация социологических исследований, которые позволят
измерить имидж государства как за рубежом, так и внутри страны;
•
проведение консультаций с влиятельными общественными де-
ятелями, экспертами в области философии, культурологии, антропо-
логии, социологии (здесь, кстати, интересно проанализировать раз-
личия в оценках экспертов, общественных деятелей и обычных
граждан);
•
глубокий анализ символического капитала, культурных кодов
и архетипов культуры той или иной страны, определение сильных и
слабых сторон. Важно найти
уникальный элемент
в имидже, позво-
ляющий выделить государство среди конкурентов;
•
формулирование ключевой идеи, которая станет стержнем
стратегии построения бренда государств
а 3;
•
разработка визуального образа (это будет ключевым коммуни-
катором национальной идеи) и тиражирование графического бренда
в публичных местах;
•
проведение социологических опросов на предмет восприятия
нового бренда разными целевыми группами, в том числе иностран-
ными гражданами;
•
возможная корректировка бренда;
•
разработка механизмов продвижения национального бренда;
•
создание системы реагирования на возможные кризисные си-
туации;
___________
3
С этим всегда возникают проблемы, поскольку идей много, а лозунг должен
быть коротким, не более одного предложения. Традиционный рецепт в данной си-
туации — «мозговой штурм», написание всех идей на бумаге, сокращение их до
абзаца, потом до одного предложения, и в завершение — творческая редакция по-
лучившегося предложения. Оно должно быть искрометным, захватывающим, легко
запоминающимся и, конечно, емким и содержательным. В свое время Великобри-
тания проводила ребрендинг с лозунгом «Cool Britania». Помимо простого перево-
да «Крутая Британия» можно заметить и отсылку к известной патриотической
песне «Rule, Britannia!» («Правь, Британия!»), подчеркивающей традиционные
устремления англосаксов править миром. Так что кажущаяся простота лозунга на
самом деле содержит в себе глубокий смысл, крепкие традиции и геополитическую
подоплеку.