Е.С. Алексеева
10
Гуманитарный вестник
# 2·2017
нию российских интересов за рубежом. (США за последние 15 лет
увеличили число принимаемых иностранных студентов на 70 %, по-
чти половина из них учится за бюджетные средства федеральных
властей и штатов. В России в 2015 г. увеличили бюджетные квоты
для иностранцев в вузах с 15 до 20 тысяч человек, в то время как в
СССР в 1990 г. учились 126,5 тысячи иностранцев. СССР занимал 3-е
место в мире по численности иностранных студентов после США
и Франции [16].)
Следует активнее использовать авторитетных внешних спикеров
для продвижения российской точки зрения на важнейшие вопросы
международной повестки (безусловно, не всякая информация доходит
до целевой аудитории, обычно позитивные новости из России и о Рос-
сии блокируются либо показываются в усеченном виде с сомнитель-
ными авторскими акцентами, поэтому больше шансов быть услышан-
ными в своих странах имеют именно влиятельные и авторитет-
ные западные эксперты, высказывающиеся о РФ в положительном
ключе).
Необходимо разработать специальную программу борьбы с нега-
тивными стереотипами и черными мифами о России в отечественных
и зарубежных СМИ и задействовать в ее реализации всевозможные
каналы коммуникации, включая перечисленные выше (иностранные
студенты, соотечественники, авторитетные внешние спикеры), а так-
же неправительственные организации и бесчисленное количество
гражданских активистов в интернете.
Важно оказывать содействие, в том числе систематическую фи-
нансовую помощь, российским НПО, таким, как Межгосударствен-
ный фонд гуманитарного сотрудничества государств — участников
Содружества Независимых Государств, Фонд «Русский мир», Фонд
поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова, Фонд ис-
торической перспективы и парижское отделение Института демокра-
тии и сотрудничества, возглавляемые Н. Нарочницкой, Международ-
ная федерация мира и согласия, «Зиновьевский клуб», и многим
другим, способным продвигать национальные интересы РФ
за рубежом. Оставляя без поддержки подобные организации, госу-
дарство несет серьезные имиджевые потери. «Общественное мнение
складывается не только из прессы. Но и из деятельности огромной
разветвленной сети неправительственных организаций, которые сей-
час являются тоже большим инструментом народной дипломатии»
[19, с. 243].
Также нужно активнее задействовать другие элементы публич-
ной дипломатии — экономические и инвестиционные форумы, куль-
турные, научные, образовательные, спортивные проекты; придавать
торжествам по случаю особо важных и памятных дат, связанных с