Имиджевая стратегия России как фактор обеспечения ее национальных интересов
Гуманитарный вестник
# 2·2017 5
Испания создала «розовую легенду» о своей роли в Новом Свете,
которая стала ответом на «черную легенду», распространенную
Англией. В это же время и Россия начинает превращаться в импе-
рию. Как следствие, в политико-культурном восприятии Западной
Европы возникают антирусские настроения, формируется имидж
варварской, грязной, отсталой, непривлекательной страны с импер-
скими амбициями и захватническими планами. Считается, что впер-
вые по-новому взглянул на Россию Г.В. Лейбниц в трактате Novis-
sima Sinica в 1697 г. Ученому принадлежит заслуга включения
петровской Руси в политическую жизнь Европы. Однако
в зависимости от текущего состояния дел, успехов или неудач ди-
пломатов Россию в Европе представляли то молодым народом
с большим будущим, то неискоренимо варварской страной во главе
с величайшим варваром Петром I, то «колоссом на глиняных но-
гах», как это сделал Дидро. Вольтер был не столь однозначен: счи-
тая, что Россию населяет дикий, нецивилизованный народ, он все
же выражал надежду на то, что Петровские реформы дадут положи-
тельный эффект.
Настоящие пропагандистские кампании начали проводиться
в печатных изданиях второй половины XIX в. и средствах массовой
информации ХХ в. Особенно агрессивны они были на рубеже ХХ–
ХХI вв., когда стала рушиться прежняя однополярная система меж-
дународных отношений и Россия оказалась в эпицентре в том числе
экономического кризиса. В это время в массовое сознание посред-
ством специальных методов суггестии, или внушения, стали внед-
ряться блуждающие стереотипы наподобие «империи зла», «страны-
изгоя», «второй по величине угрозы миру после Эболы» и т. д. Рос-
сию при В.В. Путине то и дело изображают как
коррумпированное,
мафиозное и агрессивное государство, которое вынашивает коварные
замыслы против беззащитной Европы и всего мира [5]. Известные
события вокруг Крыма, Украины, Сирии трактуют именно с этих по-
зиций [6]. Также в России, как утверждается, построена целая «госу-
дарственная система допинга» [7]. Нападают и на самого Путина, так
и норовя задеть побольнее: в ход идут не только политика, экономика
(факты подаются вперемешку с домыслами, и обывателю трудно
разобраться, где ложь, а где правда), но и личная жизнь Президента,
даже его состояние здоровья [8] и походка [9]. Пожалуй, нет другого
политика в России, который подвергался бы большему информаци-
онно-психологическому давлению и шантажу. Такая позиция веду-
щих западных средств массовой информации, безусловно, сказывает-
ся на отношении к России простых граждан в Европе и США. Это
подтверждают опросы общественного мнения [10] и сама жизнь —
например, стычки футбольных фанатов на чемпионате Европы