Е.С. Алексеева
4
Гуманитарный вестник
# 2·2017
мнение внутри страны и за рубежом. Имидж определяют базовые
ценности и традиции, природно-географические факторы, ресурсы,
геополитическое положение страны, форма государственного
устройства, национальные интересы, образы ведущих политиче-
ских лидеров, социальное благополучие граждан и, как следствие,
социально-психологические настроения в обществе, информация
в ведущих каналах массовых коммуникаций. Имидж невозможен
без мифа (например, СССР — государство рабочих и крестьян, в
котором процветает социальная справедливость) и без бренда, т. е.
сильной востребованной идеи. Согласно С. Анхольту, бренд госу-
дарства формируют шесть составляющих: туризм, торговые марки
экспорта, внешняя и внутренняя политика, инвестиции
и иммиграционное законодательство, культура и традиции, народ
[3, с. 19]. Только системный охват всех вершин этого шестиуголь-
ника может повлечь за собой изменение имиджа в положительную
сторону. При этом вершина «народ» самая важная: если бренд
не находит понимания, сочувствия и поддержки у большинства, а
доверие к идеалам и ценностям, пропагандируемым политической
элитой, утрачивается, стратегия продвижения имиджа успешной
не будет, образ государства рассыплется, как карточный домик, и
страна распадется
2 .Огромную роль в формировании имиджа играют стереотипы.
По мнению Уолтера Липпмана, который, собственно, и ввел в обще-
ственно-политический дискурс слово «стереотип», человек имеет
представление о большинстве вещей еще до того, как он с ними
непосредственно столкнулся в жизни. Стереотип является воплоще-
нием общественного мнения и передается человеку независимо от
его личного опыта путем воспитания в семье и социальной среде.
Стереотипы устойчивы к изменениям и живут довольно долго в глу-
бинах культурно-бессознательного, выполняя важную общественную
функцию защиты принятых группой или обществом ценностей и
оценок.
Особое место в общественном сознании отведено политпропа-
гандистским стереотипам, специально вырабатываемым в целях ве-
дения идеологической, геополитической борьбы на международной
арене [4, с. 31]. Такого рода стереотипы появились в Новое время,
когда началась конкурентная борьба за колонии. Тогда, например,
___________
2
Вероятно, утрата доверия к идеалам и ценностям стала одной из причин краха
Советского Союза. В связи с этим возникают следующие вопросы: каковы идеалы
и ценности современной России? Есть ли однозначный ответ на этот вопрос? Разве
государство может существовать без идеи? Не пора ли в нынешних экономических
и геополитических условиях ее сформулировать? Вопросы эти представляются от-
нюдь не праздными.