Previous Page  4 / 19 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 19 Next Page
Page Background

Е.С. Алексеева

4

Гуманитарный вестник

# 2·2017

мнение внутри страны и за рубежом. Имидж определяют базовые

ценности и традиции, природно-географические факторы, ресурсы,

геополитическое положение страны, форма государственного

устройства, национальные интересы, образы ведущих политиче-

ских лидеров, социальное благополучие граждан и, как следствие,

социально-психологические настроения в обществе, информация

в ведущих каналах массовых коммуникаций. Имидж невозможен

без мифа (например, СССР — государство рабочих и крестьян, в

котором процветает социальная справедливость) и без бренда, т. е.

сильной востребованной идеи. Согласно С. Анхольту, бренд госу-

дарства формируют шесть составляющих: туризм, торговые марки

экспорта, внешняя и внутренняя политика, инвестиции

и иммиграционное законодательство, культура и традиции, народ

[3, с. 19]. Только системный охват всех вершин этого шестиуголь-

ника может повлечь за собой изменение имиджа в положительную

сторону. При этом вершина «народ» самая важная: если бренд

не находит понимания, сочувствия и поддержки у большинства, а

доверие к идеалам и ценностям, пропагандируемым политической

элитой, утрачивается, стратегия продвижения имиджа успешной

не будет, образ государства рассыплется, как карточный домик, и

страна распадется

2 .

Огромную роль в формировании имиджа играют стереотипы.

По мнению Уолтера Липпмана, который, собственно, и ввел в обще-

ственно-политический дискурс слово «стереотип», человек имеет

представление о большинстве вещей еще до того, как он с ними

непосредственно столкнулся в жизни. Стереотип является воплоще-

нием общественного мнения и передается человеку независимо от

его личного опыта путем воспитания в семье и социальной среде.

Стереотипы устойчивы к изменениям и живут довольно долго в глу-

бинах культурно-бессознательного, выполняя важную общественную

функцию защиты принятых группой или обществом ценностей и

оценок.

Особое место в общественном сознании отведено политпропа-

гандистским стереотипам, специально вырабатываемым в целях ве-

дения идеологической, геополитической борьбы на международной

арене [4, с. 31]. Такого рода стереотипы появились в Новое время,

когда началась конкурентная борьба за колонии. Тогда, например,

___________

2

Вероятно, утрата доверия к идеалам и ценностям стала одной из причин краха

Советского Союза. В связи с этим возникают следующие вопросы: каковы идеалы

и ценности современной России? Есть ли однозначный ответ на этот вопрос? Разве

государство может существовать без идеи? Не пора ли в нынешних экономических

и геополитических условиях ее сформулировать? Вопросы эти представляются от-

нюдь не праздными.