Имиджевая стратегия России как фактор обеспечения ее национальных интересов
Гуманитарный вестник
# 2·2017 7
стве политическая борьба ведется прежде всего в информационном
пространстве. Формирование позитивного и негативного имиджа
государства во многом зависит от того, кто обладает информацион-
ным превосходством в мировом коммуникационном пространстве и
создает информационную повестку дня. Поэтому сегодня как нико-
гда для страны важно утвердить и защитить свой позитивный симво-
лический капитал в виде национального имиджа.
Западные эксперты видят основное проблемное поле имиджевой
политики России в гуманитарной плоскости — низком качестве жиз-
ни большинства россиян, нестабильной обстановке для ведения биз-
неса (слишком часто меняются правила игры), плохо развитой тури-
стической сфере. Возможно, этим объясняется отсутствие либо
довольное слабое позиционирование России в различных междуна-
родных рейтингах, посвященных брендам и имиджам стран. В рей-
тинге «Future Brand: Top 25 Country Brands» Россия не входит даже в
двадцатку успешных стран. В
«Индексе национальных брендов»
(Anholt-GfK Roper Nation Brands Index, NBI)
Россия поднялась
в 2015 г. на три позиции и занимает 22-ю строчку, опередив Китай,
Сингапур и Аргентину [13]. Индекс Анхольта основан на опросах
жителей развитых и развивающихся стран об их отношении к зару-
бежным государствам по шести аспектам: экспорт, госуправление,
культура и культурное наследие, народ, туризм, инвестиции и мигра-
ция.
В то же время в ежегодном исследовании Испанского королев-
ского института Элькано — Индексе глобального позиционирования
(El Índice Elcano de Presencia Global IEPG), где учитываются эконо-
мическая и военная мощь, способность развертывать вооруженные
силы в периоды кризисов, доля страны в мировой торговле и между-
народных инвестициях, энергетическая безопасность, развитие тури-
стического сектора, роль в миграционных процессах, научно-
технический и культурный потенциал, эффективность образователь-
ной системы, спортивные достижения, в 2016 г. Россия поднялась на
строчку вверх и заняла 5-е место, уступив США, Китаю, Германии и
Великобритании [14].
Российские эксперты среди проблем формирования и продвиже-
ния положительного образа России в мире называют недостаточную
активность отечественной публичной дипломатии, очевидную анга-
жированность западных СМИ, различных коммуникационных пло-
щадок и рейтингов, существование негативных мифов, стереотипов
о России в массовом сознании и отсутствие долгосрочной стратегии
построения целостного имиджа государства.
В связи с изложенным для успешной саморепрезентации России
на международной арене представляется необходимым подготовить
стратегию продвижения имиджа страны на долгосрочный период.