Е.С. Алексеева
6
Гуманитарный вестник
# 2·2017
по футболу во Франции летом 2016 г. Оскорбительные песенки и ре-
човки в адрес российских болельщиков стали наглядной иллюстра-
цией русофобии на Западе.
Интересно, что, несмотря на широко развернутую в иностранных
СМИ кампанию по дискредитации России, почти две трети россиян
(65 % респондентов) считают свою страну великой державой. При
этом, как отмечают социологи «Левада-Центра», в 1999 г. так отве-
тил всего 31 % граждан Российской Федерации, т. е. число патриотов
за эти 15 лет увеличилось более чем в два раза. Отвечая на вопрос,
что входит в понятие «великая держава», 64 % граждан назвали вы-
сокий уровень благосостояния (опрос проводился в ноябре 2015 г., в
разгар санкций), 58 % — экономический потенциал страны. При этом
за 15 лет резко увеличилось — с 30 до 51 % — число тех, кто относит
к таким признакам военную мощь и наличие ядерного оружия. О та-
ком компоненте, как уважение других стран, заявили лишь 20 % [11].
Между тем недавний опрос ВЦИОМа показал, что за год благососто-
яние граждан и экономический потенциал отошли на второй план
(видимо, сказывается ситуация в экономике), и сегодня, по мнению
31 % респондентов, Россию делают сильной в глазах мирового сооб-
щества армия и вооружение. По словам 15 % опрошенных, мощь РФ
поддерживается внешней политикой и авторитетом президента. Еще
13 % участников опроса называют главным источником силы рус-
ский дух, культуру и традиции. Среди материальных факторов упо-
минали богатство природных ресурсов 11 %, огромную территорию
и численность населения — 7 %, большой экономический потен-
циал — 6 %. Также 6 % россиян вспомнили об истории и военных
победах России, 4 % — о независимости и несгибаемости страны. По
мнению опрошенных ВЦИОМом граждан, Россия в мире вызывает
прежде всего интерес, но также чувство страха и зависть [12].
По мнению автора статьи, в условиях, когда информационные
стрелы запускаются ежедневно и с большой частотой всеми имею-
щимися у Запада коммуникационными средствами, России в целях
обеспечения национальных интересов, суверенитета и территориаль-
ной целостности важно выработать собственную имиджевую страте-
гию, рассчитанную на длительный (не менее 30 лет) период. Это
должна быть долгосрочная программа системного воздействия на
мировое общественное мнение через все каналы массовых коммуни-
каций и публичной дипломатии с целью формирования устойчивого
положительного внутри- и внешнеполитического имиджа страны. И
придавать значение каждому пункту реализации этой программы
государственные институты должны не меньше, чем Стратегии
национальной безопасности. Ведь информация сегодня не просто
хлеб насущный или товар, она стала оружием. В современном обще-