Имиджевая стратегия России как фактор обеспечения ее национальных интересов
Гуманитарный вестник
# 2·2017 9
•
обеспечение преемственности имиджевой политики при смене
главы государства.
Важно отметить, что вопросом подготовки и реализации такой
стратегии Россия в состоянии заняться сама, не прибегая к помощи
западных пиар-агентств, того же Ketchum, и в этом смысле отказ от
его услуг можно рассматривать в положительном ключе.
Необходимо также решить проблему с традиционным недостат-
ком средств, вкладываемых в «мягкую» силу. Для справки, государ-
ственные расходы США на имидж составляют более 1 млрд долларов
в год, а благотворительные взносы американских частных корпора-
ций и граждан на те же цели и того больше, Франция вкладывает в
«мягкую» силу 1 млрд долларов, Германия — 218 млн долларов,
Япония — 210 млн долларов [3, с. 245]; по данным интернет-издания
Фонда исторической перспективы — портала «Столетие», Велико-
британия только на всемирную службу корпорации «Би-Би-Си» вы-
деляет 289 млн фунтов стерлингов. В пересчете на рубли получается
29 млрд рублей, в то время как в РФ бюджет всего Россотрудниче-
ства в 2015 г. составил 7 млрд рублей [16]. При этом надо помнить: в
вопросе грамотного выстраивания имиджа далеко не все может быть
достигнуто c помощью материальных ресурсов, политтехнологи
и имиджмейкеры не всевластны. Как сказал однажды Дж. Сорос, «за
большие деньги можно купить самого лучшего пса, но никакие день-
ги не заставят его при виде вас вилять хвостом» [17, с. 83].
Важно возродить и приумножить опыт домов дружбы народов, с
помощью которых не только налаживались контакты между предста-
вителями различных народов и наций, но и формировался тот самый
положительный имидж нашей страны, который в 1990-е годы с раз-
валом СССР был утрачен, а также оказывать государственную под-
держку организациям россиян за рубежом, русским культурным цен-
трам и поощрять деятельность, направленную на поддержку и
защиту прав соотечественников. Это обозначено в качестве нацио-
нальных приоритетов России в концепции ее внешней политики, об
этом неоднократно говорил В.В. Путин, в том числе и на Всемирном
конгрессе соотечественников в ноябре 2015 г. [18]. Нужно понимать:
Россия всегда будет выглядеть в глазах иностранцев убогой, нищей,
унылой, если многомиллионная зарубежная община РФ будет бро-
шенной на произвол судьбы.
Необходимо обеспечить защиту и развитие русского языка, кото-
рый объединяет и скрепляет культурное пространство россиян; изыс-
кать возможность предоставления квот и грантов на обучение в Рос-
сии иностранных студентов как из ближнего, так и из дальнего
зарубежья, поскольку это будущие агенты влияния, пропагандисты,
которые, вернувшись в свои страны, будут содействовать продвиже-