Имиджевая стратегия России как фактор обеспечения ее национальных интересов
Гуманитарный вестник
# 2·2017 3
всех сфер общественной жизни, который оно создает в глазах как
собственных жителей, так и граждан зарубежных государств, стал
одним из важнейших инструментов обеспечения национальных ин-
тересов страны, суверенитета и территориальной целостности. Вни-
мание миллионов людей на планете приковывает та страна, которая
способна предложить себе и всему миру уникальный проект. Такой
страной для многих были в свое время США. Их воспринимали —
и заслуженно — страной свободы, возможностей и высоких стандар-
тов жизни, а поддерживала и продвигала такой имидж голливудская
фабрика грез. Однако экономический кризис 2008 г., агрессивная
внешняя политика и провозглашаемая первыми лицами США
исклю-
чительность
американского народа, его право диктовать другим
свою волю и использовать всевозможные инструменты, включая
прямое военное вмешательство и язык санкций, ради обеспечения
собственных национальных интересов привели к разрушению со-
зданного отцами-основателями позитивного образа государства. «В
сознании миллионов людей планеты Америка все чаще воспринима-
ется не как образец демократии, а как игрок, который делает ставку
исключительно на грубую силу, сколачивая под конкретную ситуа-
цию коалиции с лозунгом “кто не с нами — тот против нас”» [2,
с. 231]. И вряд ли сегодня найдется человек, способный без горькой
усмешки воспринять когда-то сказанные Вудро Вильсоном слова:
«Мы пришли спасти мир, дав ему свободу и справедливость». Более
того, многие политологи сходятся во мнении, что текущая междуна-
родная обстановка и постоянные информационные атаки на Россию и
ее национального лидера свидетельствуют о кризисе гегемонии Со-
единенных Штатов, пытающихся сохранить свое господство за счет
эскалации военных конфликтов по всему миру. Можно предполо-
жить, что сегодня у воскреснувшей и окрепшей России, настаиваю-
щей на утверждении многополярного мира и признании необходимо-
сти прислушиваться к мнению и уважать интересы всех без
исключения стран, появилась возможность явить миру свой проект,
который не только укрепит ее имидж, но и поспособствует разрядке
напряженности и формированию насыщенной и конструктивной по-
вестки в международных отношениях.
Понятие «имидж» включает в себя образ, престиж, репутацию,
отражение и представление. При этом принято говорить о так
называемом треугольнике имиджа — реальном, идеальном и со-
зданном образах. Имидж государства — это стереотипизирован-
ный образ страны, существующий в массовом сознании благодаря
как стихийному, так и целенаправленному его формированию эли-
той и политтехнологами в целях оказания политического
и эмоционально-психологического воздействия на общественное