Основные факторы, влияющие на учебную мотивацию
Гуманитарный вестник
# 11·2016 7
и наличия баллового поощрения за них. Модульно-рейтинговая си-
стема в качестве составляющей такого компонента учебной мотива-
ции, как инструментальность, доказала свою эффективность и влия-
ние на положительную динамику и рост результативности процесса
изучения иностранного языка. При этом все-таки прагматическая со-
ставляющая преобладает над нематериальными выгодами, такими,
как рост самооценки и желание хорошо знать предмет. Это связано с
тем, что опрос проводился среди студентов начальных курсов, у ко-
торых еще нет явной нацеленности на профессиональную деятель-
ность и профессиональной ориентации.
Исследование показало, что качество образования и программа
обучения как составляющие компонента интегративности учебной
мотивации играют важную мотивирующую роль. Качество образова-
ния является определяющим для 61 % опрошенных и важным, но не
основным, для 34 % респондентов. Программа обучения для 45 % —
определяющий и практически для такого же количества (для 46 %) —
важный, хотя и не ключевой фактор (рис. 4).
Рис. 4.
Влияние результата и программы обучения, качества образования и отно-
шения других студентов к учебе на учебную мотивацию
Итак, как преподаватель может повысить учебную мотивацию
своих студентов? З. Дерней и К. Cзизе после проведения эмпириче-
ского исследования вывели 10 заповедей для преподавателей, как мо-
тивировать студентов изучать иностранный язык:
1) подавать личный пример своим поведением (т. е. быть мотиви-
рованным как педагог);
2) поддерживать хорошие отношения с обучающимися;
3) укреплять лингвистическую уверенность (обучающимся необ-
ходимо знать, что у них имеются успехи в изучении языка);
4)
проводить интересные занятия по иностранному языку;