А.А. Зорина, Ю.С. Чекрыжова
4
Гуманитарный вестник
# 11·2016
нации, а скорее составляют мировое сообщество, в котором язык об-
щения — английский.
И в первом, и во втором случае интегративность предполагает
стремление учащегося стать частью референтной группы путем при-
обретения отличающего ее качества владения английским языком.
Культурный интерес
отражает восприятие продуктов культуры,
связанных с иностранным языком и его носителями.
Инструментальность
как совокупность ожидаемых выгод не
обязательно должна ограничиваться только прагматическими выго-
дами, такими, как более высокая зарплата. Она включает также по-
вышение самооценки, личностный рост. Следовательно, предлагается
рассматривать инструментальность шире, учитывая, что ожидаемая
учащимися польза не обязательно является материальной.
При обучении английскому языку в неязыковом вузе инструмен-
тальность может быть описана как комплекс, базовой составляющей
которого является стремление к профессиональному росту, посколь-
ку свободное владение английским языком дает студенту возмож-
ность изучать аутентичную литературу по его основной специально-
сти, участвовать в международных научных мероприятиях, програм-
мах зарубежных стажировок.
При поступлении в высшее учебное заведение у студентов уже
есть, как правило, существенный опыт изучения английского языка в
школе, на курсах, и представление о себе как успешном или неуспеш-
ном в этой сфере сформировано. Преподаватель английского языка в
высшем учебном заведении может скорректировать
лингвистическую
уверенность
у студентов, но такая работа должна быть совместной с
самими учащимися.
Окружение
как совокупность элементов включает отношение
родителей, учителей, сверстников к изучению иностранных языков
вообще и английского в частности. Этот компонент в системе учеб-
ной мотивации к изучению английского языка имеет две стороны.
Общественное мнение поддерживает свободное владение англий-
ским языком, однако в неязыковом вузе иностранный язык среди
прочих учебных дисциплин занимает далеко не самое главное место.
Данная неоднозначная ситуация может быть компенсирована за счет
улучшения психологического климата в группах и предоставления
студентам бо́льших возможностей работы над английским языком,
помимо аудиторных часов [6].
Нельзя не согласиться, что намеченная система учебной мотива-
ции дает представление о комплексе факторов, определяющих дина-
мику и результативность процесса изучения иностранного языка.
С целью выявления факторов, влияющих на мотивацию к изуче-
нию иностранного языка, а также определения их эффективности,