А.А. Зорина, Ю.С. Чекрыжова
2
Гуманитарный вестник
# 11·2016
Согласно Л.И. Божович, мотив — это то, ради чего осуществляется
деятельность, «в качестве мотива могут выступать предметы внешне-
го мира, представления, идеи, чувства и переживания. Словом, все
то, в чем нашла свое воплощение потребность». Такое определение
мотива снимает многие противоречия в его толковании, где объеди-
няются энергетическая, динамическая и содержательная стороны.
При этом подчеркнем, что «мотив» у́же понятия «мотивация», кото-
рое «выступает тем сложным механизмом соотнесения личностью
внешних и внутренних факторов поведения, который определяет воз-
никновение, направление, а также способы осуществления конкретных
форм деятельности» [2, 3]. Также, по утверждению И.А. Зимней, в об-
щепсихологическом контексте мотивация представляет собой сложное
объединение, «сплав» движущих сил поведения, открывающийся субъ-
екту в виде потребностей, интересов, влечений, целей, идеалов, кото-
рые непосредственно детерминируют человеческую деятельность.
Мотивационная сфера, или мотивация, в широком смысле слова
понимается как стержень личности, к которому «стягиваются» такие
ее свойства, как направленность, ценностные ориентации, установки,
социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и дру-
гие социально-психологические характеристики.
Таким образом, можно утверждать, что, несмотря на разнообра-
зие подходов, мотивация понимается большинством авторов как со-
вокупность, система психологически разнородных факторов, детер-
минирующих поведение и деятельность человека.
Многие ученые занимались исследованиями в области учебной
мотивации (Дж. Аткинсон, Л.И. Божович, Б.И. Додонов, А. Маслоу,
Е.К. Савонько, В. Фриман, Г. Крукс, Р. Шмидт и др.). Золтан Дерней,
профессор психолингвистики Ноттингэмского университета, изве-
стен своими исследованиями по мотивации усвоения второго языка.
Ученый предлагает современную структуру учебной мотивации, вы-
деляя семь базовых компонентов:
1) Integrativeness (интегративность). Данный компонент связан с
позитивным восприятием изучаемого иностранного языка и культу-
ры, стремлением студентов интегрировать себя в культуру данного
языка и стать похожими на носителей языка. Интегративность —
один из наиболее исследованных компонентов учебной мотивации;
2) Instrumentality (инструментальность) Относится к прагматиче-
ским выгодам, которые обучающиеся надеются извлечь в результате
освоения иностранного языка. Инструментальность отражает идею о
том, что для большинства изучающих иностранный язык движущей
силой является ожидаемая польза;
3) Attitudes toward the L2 Speakers/Community (отношение к но-
сителям изучаемого языка). Отражает восприятие изучающими ино-