Гуманитарный вестник
# 11·2016 1
УДК 802.0 DOI 10.18698/2306-8477-2016-11-399
Основные факторы,
влияющие на учебную мотивацию
© А.А. Зорина, Ю.С. Чекрыжова
МГТУ им. Н. Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Рассмотрены вопросы учебной мотивации и ее компоненты. Приведены резуль-
таты исследования по выявлению факторов, влияющих на учебную мотивацию
студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана, изучающих английский язык. Проанализиро-
ваны компоненты учебной мотивации, рассмотрен поиск эффективных путей ее
повышения. Даны рекомендации преподавателям по повышению учебной мотива-
ции студентов.
Ключевые слова:
неязыковой вуз, мотивация, исследование, модульно-рейтинговая
система обучения, изучение иностранного языка
.
Совершенствование профессиональной подготовки студентов ву-
зов является актуальной проблемой согласно концепции модерниза-
ции российского образования. В государственные стандарты профес-
сионального образования в качестве обязательного включен учебный
предмет «иностранный язык». Целью изучения данного предмета яв-
ляется формирование и развитие коммуникативной компетенции бу-
дущего специалиста для профессионального общения на иностран-
ном языке в сферах науки, техники, производства, образования и др.
Для достижения поставленной цели необходимо уделить особое вни-
мание активности студента, а любая активность невозможна без мо-
тивации.
Часто преподаватели неязыковых вузов, анализируя аудиторные
занятия, жалуются на низкую мотивацию или отсутствие мотивации
у студентов к изучению данной дисциплины. И возникает вопрос: как
это исправить? Ведь от мотивации зависит качество выполнения дея-
тельности и ее результат.
Для начала необходимо разобраться, что такое мотивация. В
науке существует множество подходов к определению этого понятия.
Термин «мотив» (франц. motif) означает «побуждение». Согласно
энциклопедии практической психологии, мотив — внутреннее по-
буждение к действию на основе личного интереса. Мотив — объяс-
нение, ради чего человек делает то или иное, ответ на вопросы: «Что
тебя побудило? Каков твой интерес?» [1].
Наиболее полным является определение мотива, предложенное
одним из ведущих исследователей этой проблемы — Л.И. Божович.