Основные факторы, влияющие на учебную мотивацию
Гуманитарный вестник
# 11·2016 3
странный язык сообщества его носителей, стремление к непосредствен-
ному контакту с ними;
4) Cultural Interest (культурный интерес). Характеризует воспри-
ятие продуктов культуры, связанных с иностранным языком и его
носителями и передаваемых СМИ (фильмы, видео, ТВ-программы,
журналы и книги);
5) Vitality of the L2 Community (значимость сообщества носите-
лей изучаемого языка). Связан с осознанием важности и богатства
сообщества носителей иностранного языка. Компонент объясняет
условия, которые побуждают членов группы языкового меньшинства
в многоязычном окружении изучать и использовать доминантный
язык группы большинства;
6) Milieu (окружение). Отражает влияние родителей, семьи, дру-
зей, в частности, их отношения к изучаемому иностранному языку и
его носителям;
7) Linguistic Self-Confidence (лингвистическая уверенность). Ос-
нован на убежденности в том, что цели, поставленные при изучении
иностранного языка, посильны и достижимы, а также на вере в себя и
свои возможности вообще [4, 5].
Однако И.В. Соловьева в статье «Учебная мотивация и практика
преподавания английского языка в неязыковом вузе» утверждает, что
предложенная З. Дерней структура учебной мотивации нуждается в
уточнении и систематизации. И.В. Соловьева выделяет четыре ком-
понента в учебной мотивации вместо семи:
1) интегративность;
2) инструментальность;
3) лингвистическая уверенность;
4) окружение.
Их стоит рассматривать как комплексы в системе учебной моти-
вации, поскольку они сами обладают довольно сложной структурой и
предполагают наличие составляющих. Рассмотрим эти компоненты
более подробно.
Интегративность
включает в себя отношение к носителям языка
и культурный интерес.
Отношение к носителям языка
— это стремление учащегося
отождествлять себя с говорящими на иностранном языке. В ситуации
обучения английскому следует учитывать его функцию языка меж-
дународного общения в современном обществе. Таким образом, уча-
щийся может стремиться отождествить себя:
•
с носителями английского языка, при этом возможны варианты
(жители Великобритании, США, Канады, Новой Зеландии, Австра-
лии);
•
другой референтной группой — образованных успешных лю-
дей, которые не столько являются представителями той или иной