О.А. Орешкина, Ю.А. Сафонова
8
Гуманитарный вестник
# 10·2016
нии благоприятных условий для получения высшего образования
всеми гражданами США (Higher Education Opportunity Act, HEOA) с
учетом принципов универсального образовательного дизайна.
С принятием новых законов количество студентов с нарушенным
слухом в вузах и колледжах постоянно возрастало. Соответственно,
менялись и подходы к поддержке инклюзии в Соединенных Штатах.
Департамент образования США изменил приоритеты финансирова-
ния (1996 г.) от поддержки непосредственных локальных услуг студен-
там к обеспечению технической поддержки программ профессионально-
го образования студентов с нарушениями слуха на национальном уровне
за счет учреждения четырех региональных ресурсных центров техниче-
ской поддержки на базе технических университетов [9].
Центры были учреждены в Калифорнийском государственном
университете (Нортридж), колледже в Сент-Поле (Миннесота), Роче-
стерском институте технологий (Нью-Йорк), Университете Теннеси
(Теннеси) и стали узлами создаваемой национальной сети. Проект
1996–2001 гг. получил название «Postsecondary Educational Programs
Network» (PEPNet) — «Сеть программ послешкольного образования».
Цель PEPNet — содействие учреждениям профессионального об-
разования в привлечении и эффективной информационной и техни-
ческой поддержке глухих и слабослышащих граждан в национальном
масштабе [9].
В соответствии с сетевыми решениями, в каждом вузе, обучаю-
щем инвалидов, потребовалось создание специальной структуры
(офиса или центра), работники которой решали проблемы поддержки
и сопровождения студентов с ограниченными возможностями. Ос-
новные функции такого офиса —
координационная
и
поддерживаю-
щая
. Сотрудники офиса выявляли инвалидов на факультетах и обес-
печивали им необходимые ресурсы поддержки в соответствии с за-
конодательно-правовыми актами, которые при отсутствии их в вузе
запрашивались через сеть.
Развитие поддерживающих сетей в США, как правило, шло по
принципу нозологий, но подчинялось общим закономерностям.
«Закон об образовании лиц с ограниченными возможностями
здоровья» (2004 г.) декларировал выстраивание для каждого инвали-
да индивидуальной образовательной траектории, которая ежегодно
пересматривалась в зависимости от его успехов или новых потребно-
стей. Кредитно-модульная система, принятая в образовании США,
создавала возможность гибкого встраивания инвалидов в националь-
ную систему образования. Обозначенные подходы обеспечили обу-
чение в инклюзии 120 000 инвалидов в США.
Каждый из уполномоченных узлов сети поддерживал в совокуп-
ности от двенадцати до четырнадцати штатов. Таким образом, все
Соединенные Штаты были охвачены поддержкой из этих ресурсных