О.А. Орешкина, Ю.А. Сафонова
6
Гуманитарный вестник
# 10·2016
студентов, обсуждать и согласовывать с ними оптимальные способы
их удовлетворения.
Для учета специфики студентов требуется гибкость реализации
учебного процесса: рекомендовано создание «выравнивающих усло-
вий» для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по-
средством регулирования рабочей нагрузки за счет варьирования
сроков сдачи контрольных мероприятий и экзаменов. Предлагаются
отмена обязательного посещения занятий, замена некоторых креди-
тов на соответствующие аналоги, возможность перехода с очного
обучения на заочное (удаленное). Заочное и дистанционное обучение
могут способствовать реализации индивидуального плана обучения.
Ответственность за создание выравнивающих условий в вузе должна
быть четко разделена между вузовскими службами. В рекомендациях
введена должность уполномоченного по делам инвалидов в вузе, ко-
торый представляет интересы таких студентов на уровне ректора.
Нередко данный статус имеет человек с инвалидностью [7].
Таким образом, в опыте ФРГ можно выделить три основных вида
технологий поддержки студентов-инвалидов в инклюзивном образо-
вании: консультативные технологии; технологии самоуправления и
взаимопомощи; организационные технологии (уполномоченный по
делам инвалидов или структура, выполняющая эту функцию). В по-
следнее время большое внимание уделяется разработке безбарьерной
дидактики. Вузы ФРГ обладают достаточной автономией в области реа-
лизации образовательных программ, что способствует внедрению си-
стемы поддержки инвалидов в этих программах. Отмечаются схожие
тенденции в развитии инклюзии в вузах России (МГТУ им. Н.Э. Баума-
на) и Германии:
•
осознание необходимости разработки безбарьерной дидакти-
ки/адаптивных образовательных программ и гибких учебных планов;
•
создание института уполномоченных и развитие консультаци-
онных центров в вузах.
Очевидно, что «безбарьерная дидактика» соотносится с понятием
адаптированной
образовательной программы. Так, в МГТУ им. Н.Э. Ба-
умана для реализации образовательных программ для инвалидов по
слуху разрабатываются гибкие вариативные учебные планы. Эту дея-
тельность выполняют и координируют сотрудники специальной
структуры — Центра профессиональной реабилитации инвалидов,
который фактически осуществляет функции уполномоченного по
делам инвалидов в вузе.
Опыт США.
Технологические решения хорошо представлены и
развиты в США, где исторические и правовые предпосылки создали
условия для внедрения инклюзии на десятилетия раньше Европы. По
данным корпорации Microsoft, инициировавшей специальное исследо-
вание для своих технологических разработок, четверть населения Со-