Подходы к академической поддержке студентов — инвалидов по слуху
…
Гуманитарный вестник
# 10·2016 7
единенных Штатов имеет нарушения зрения, четверть — нарушения
опорно-двигательного аппарата, пятая часть — нарушения слуха [8].
Базой для развития инклюзии в США, так же как и в Германии,
стало правовое обеспечение. Массовое движение за изменения в за-
конодательстве развернулось сразу после Второй мировой войны.
Изменения в федеральном законодательстве открыли большому чис-
лу ветеранов двери в колледжи и университеты, которые ранее были
недоступны. Как следствие, в 1960-е годы их дети — новое поколе-
ние — также стали поступать в колледжи и вузы. Соответственно,
возросло количество этих образовательных учреждений. В то же
время возрастающие потребности в технике и технологиях привели к
спросу на квалифицированных специалистов. Доступ к профессио-
нальному образованию и выбор образовательного учреждения для
детей из семей с низким уровнем дохода распространились и на лю-
дей с ограниченными возможностями здоровья.
В конце 1960-х годов Департамент образования США выделил
финансирование на разработку локальных специальных программ
профессионального технического образования для глухих на базе че-
тырех образовательных учреждений: Калифорнийского государ-
ственного университета (Нортридж), муниципального колледжа
Дельгадо, профессионально-технического колледжа в Сент-Поле
(штат Миннесота), Центрального муниципального колледжа в Сиэт-
ле. В рамках этих программ каждое образовательное учреждение
оказывало непосредственную поддержку обучающимся с нарушени-
ями слуха (сурдоперевод, тьюторинг, записывание учебного матери-
ала) и накапливало свой уникальный опыт.
Закон 1973 г. о профессиональной реабилитации инвалидов в
США (Vocational Rehabilitation Act of 1973) закрепил право на рав-
ный с другими доступ людей с ограниченными возможностями здо-
ровья к профессиональному образованию. Закон о защите прав граж-
дан с инвалидностью (Americans with Disabilities Act of 1990) распро-
странил доступ на все аспекты американской жизни. В 1988 г. был
принят Закон о вспомогательных технологиях (Assistive Technology
Act of 1998), который в редакции 1998 г. впервые в мире ввел термин
«универсальный образовательный дизайн». В 2004 г. закон был дора-
ботан и уже на уровне каждого штата гарантировал инвалидам воз-
можности обеспечения их необходимыми техническими средствами
и технологиями при получении образования. В России все эти векто-
ры — профессиональная реабилитация, социальная реабилитация,
обеспечение техническими средствами — впервые были обозначены
в Федеральном законе «О социальной защите населения в РФ» от
24.11.1995 № 181-ФЗ. В том же 2004 г. в США вышел Закон об обра-
зовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (Individuals
with Disabilities Educational Act, IDEA), а в 2008 г. — Закон о созда-