Гуманитарный вестник
# 10·2016 1
УДК 376 DOI 10.18698/2306-8477-2016-10-394
Подходы к академической поддержке студентов —
инвалидов по слуху в инклюзивном профессиональном
образовании на примере Германии, США и Японии
© О.А. Орешкина, Ю.А. Сафонова
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Проанализированы подходы к академической поддержке студентов с ограничен-
ными слуховыми возможностями, получающих профессиональное образование в
условиях инклюзии, в Германии, США и Японии. Обозначены общие для всех стран
тенденции и приоритетные технологии. На развитие систем поддержки влияют
законодательно-правовые, экономические, культурные, технологические аспекты.
Акцент сделан на организационные решения обеспечения доступа к образованию.
В качестве перспективных направлений развития выделены сетевые инфраструк-
турные решения и технологии. Помимо физической доступности среды вуза,
должна обеспечиваться содержательная доступность образовательных про-
грамм. Анализ коррелируется с передовым опытом МГТУ им. Н.Э. Баумана в этой
области.
Ключевые слова:
студенты с ограниченными возможностями здоровья, инклюзия,
услуги поддержки, технологии, адаптивные образовательные программы, доступ-
ная среда.
Понятия «инклюзивное образование», «школа для всех», «вуз для
всех» прочно входят в нашу жизнь. Предпосылкой для инклюзивного
образования стали современные достижения науки и техники. В от-
ношении глухих и слабослышащих детей — это возможности ранней
диагностики, появление цифровых слуховых аппаратов, кохлеарных
имплантов, программ перевода речи в текст и пр. Современные тех-
нологии способствуют изменению самосознания плохослышащих
людей за счет расширения возможностей их «включения» в мир.
Опыт работы авторов статьи в области высшего образования для ин-
валидов позволяет утверждать: за последние десять лет выросло но-
вое поколение молодежи с ограниченными возможностями по слуху.
Они оканчивают массовые школы, пользуются современными слухо-
выми аппаратами, активно используют интернет-технологии и мобиль-
ные устройства, позволяющие им частично преодолеть коммуникатив-
ные барьеры. Молодые люди с ограниченными возможностями отли-
чаются высокой самооценкой, уровнем притязаний и, как следствие,
ориентированы на получение высшего образования и карьерный рост.
Тенденция такова, что число студентов с ограниченными воз-
можностями здоровья в вузах будет увеличиваться. (В России этому