1 / 20 Next Page
Information
Show Menu
1 / 20 Next Page
Page Background

Гуманитарный вестник

# 10·2016 1

УДК 376 DOI 10.18698/2306-8477-2016-10-394

Подходы к академической поддержке студентов —

инвалидов по слуху в инклюзивном профессиональном

образовании на примере Германии, США и Японии

© О.А. Орешкина, Ю.А. Сафонова

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

Проанализированы подходы к академической поддержке студентов с ограничен-

ными слуховыми возможностями, получающих профессиональное образование в

условиях инклюзии, в Германии, США и Японии. Обозначены общие для всех стран

тенденции и приоритетные технологии. На развитие систем поддержки влияют

законодательно-правовые, экономические, культурные, технологические аспекты.

Акцент сделан на организационные решения обеспечения доступа к образованию.

В качестве перспективных направлений развития выделены сетевые инфраструк-

турные решения и технологии. Помимо физической доступности среды вуза,

должна обеспечиваться содержательная доступность образовательных про-

грамм. Анализ коррелируется с передовым опытом МГТУ им. Н.Э. Баумана в этой

области.

Ключевые слова:

студенты с ограниченными возможностями здоровья, инклюзия,

услуги поддержки, технологии, адаптивные образовательные программы, доступ-

ная среда.

Понятия «инклюзивное образование», «школа для всех», «вуз для

всех» прочно входят в нашу жизнь. Предпосылкой для инклюзивного

образования стали современные достижения науки и техники. В от-

ношении глухих и слабослышащих детей — это возможности ранней

диагностики, появление цифровых слуховых аппаратов, кохлеарных

имплантов, программ перевода речи в текст и пр. Современные тех-

нологии способствуют изменению самосознания плохослышащих

людей за счет расширения возможностей их «включения» в мир.

Опыт работы авторов статьи в области высшего образования для ин-

валидов позволяет утверждать: за последние десять лет выросло но-

вое поколение молодежи с ограниченными возможностями по слуху.

Они оканчивают массовые школы, пользуются современными слухо-

выми аппаратами, активно используют интернет-технологии и мобиль-

ные устройства, позволяющие им частично преодолеть коммуникатив-

ные барьеры. Молодые люди с ограниченными возможностями отли-

чаются высокой самооценкой, уровнем притязаний и, как следствие,

ориентированы на получение высшего образования и карьерный рост.

Тенденция такова, что число студентов с ограниченными воз-

можностями здоровья в вузах будет увеличиваться. (В России этому