О.А. Орешкина, Ю.А. Сафонова
12
Гуманитарный вестник
# 10·2016
адаптированные программы для инвалидов по слуху — в рамках про-
екта PEN-Russia
3
(2005–2010 гг.), инициированного проектом PEN-
International (2001–2010 гг.). Инициатором и координатором сети
PEN-Russia был МГТУ им. Н.Э. Баумана. В результате проекта PEN-
Russia в вузах-участниках была создана единая технологическая ин-
фраструктура сети на базе мультимедиа-лабораторий и систем видео-
конференц-связи. Проект был предназначен для разработки и транс-
фера технологий поддержки в вузы-участники, но не получил разви-
тия из-за отсутствия регулярной финансовой поддержки. Очевидно,
такие проекты должны получать всестороннюю поддержку на госу-
дарственном уровне, прежде всего правовую, финансовую и органи-
зационную, и выполняться на долговременной основе.
Опыт Японии.
Другим примером государственной поддержки
проекта создания и функционирования национальной сети вузов,
обучающих инвалидов по слуху и зрению, является Япония. Транс-
фер опыта США в Японию, как и в Россию, имел место в рамках про-
екта PEN-International.
В Японии проживают 3,5 млн инвалидов, из них 370 000 работа-
ющих, в числе которых — 60 000 глухих.
В настоящее время в университетах, технических колледжах и
так называемых младших колледжах Японии (число которых состав-
ляет 34 % всех университетов и колледжей страны) обучаются около
1,65 млн студентов с нарушениями слуха
4
. Большая часть этих сту-
дентов (1,185 млн) обучаются в 63 университетах общего типа.
Основные виды поддержки, предоставляемые студентам с нару-
шениями слуха на занятиях, традиционно включают записывание
учебного материала на занятиях (вручную и с помощью компьюте-
ра), сурдоперевод, добавление субтитров в учебные видеофильмы,
программы тренировки памяти. Из указанных видов поддержки
наиболее востребованными являются записывание учебного матери-
ала (рейтинг около 40 %), а также комфортное для восприятия учеб-
ного материала размещение студентов с нарушениями слуха в общей
аудитории (рейтинг около 35 %).
Записывание учебного материала
остается основным методом поддержки студентов с нарушенным
слухом в инклюзии и осуществляется в основном усилиями слыша-
щих студентов-волонтеров, а не профессионалов, что сказывается на
качестве записей.
Вместе с тем актуальна такая проблема, как необ-
ходимость предоставления поддержки тем вузам Японии, которые не
_________
3
PEN-Russia — проект создания Российской региональной сети вузов, обучающих
инвалидов по слуху, включал МГТУ им. Н.Э. Баумана, Новосибирский
государственный технический университет, Владимирский государственный
университет, Университет управления «ТИСБИ» (Казань), Челябинский госу-
дарственный университет.
4
Реализуются двухгодичные программы профессионального образования.