Previous Page  12 / 20 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 12 / 20 Next Page
Page Background

О.А. Орешкина, Ю.А. Сафонова

12

Гуманитарный вестник

# 10·2016

адаптированные программы для инвалидов по слуху — в рамках про-

екта PEN-Russia

3

(2005–2010 гг.), инициированного проектом PEN-

International (2001–2010 гг.). Инициатором и координатором сети

PEN-Russia был МГТУ им. Н.Э. Баумана. В результате проекта PEN-

Russia в вузах-участниках была создана единая технологическая ин-

фраструктура сети на базе мультимедиа-лабораторий и систем видео-

конференц-связи. Проект был предназначен для разработки и транс-

фера технологий поддержки в вузы-участники, но не получил разви-

тия из-за отсутствия регулярной финансовой поддержки. Очевидно,

такие проекты должны получать всестороннюю поддержку на госу-

дарственном уровне, прежде всего правовую, финансовую и органи-

зационную, и выполняться на долговременной основе.

Опыт Японии.

Другим примером государственной поддержки

проекта создания и функционирования национальной сети вузов,

обучающих инвалидов по слуху и зрению, является Япония. Транс-

фер опыта США в Японию, как и в Россию, имел место в рамках про-

екта PEN-International.

В Японии проживают 3,5 млн инвалидов, из них 370 000 работа-

ющих, в числе которых — 60 000 глухих.

В настоящее время в университетах, технических колледжах и

так называемых младших колледжах Японии (число которых состав-

ляет 34 % всех университетов и колледжей страны) обучаются около

1,65 млн студентов с нарушениями слуха

4

. Большая часть этих сту-

дентов (1,185 млн) обучаются в 63 университетах общего типа.

Основные виды поддержки, предоставляемые студентам с нару-

шениями слуха на занятиях, традиционно включают записывание

учебного материала на занятиях (вручную и с помощью компьюте-

ра), сурдоперевод, добавление субтитров в учебные видеофильмы,

программы тренировки памяти. Из указанных видов поддержки

наиболее востребованными являются записывание учебного матери-

ала (рейтинг около 40 %), а также комфортное для восприятия учеб-

ного материала размещение студентов с нарушениями слуха в общей

аудитории (рейтинг около 35 %).

Записывание учебного материала

остается основным методом поддержки студентов с нарушенным

слухом в инклюзии и осуществляется в основном усилиями слыша-

щих студентов-волонтеров, а не профессионалов, что сказывается на

качестве записей.

Вместе с тем актуальна такая проблема, как необ-

ходимость предоставления поддержки тем вузам Японии, которые не

_________

3

PEN-Russia — проект создания Российской региональной сети вузов, обучающих

инвалидов по слуху, включал МГТУ им. Н.Э. Баумана, Новосибирский

государственный технический университет, Владимирский государственный

университет, Университет управления «ТИСБИ» (Казань), Челябинский госу-

дарственный университет.

4

Реализуются двухгодичные программы профессионального образования.