Previous Page  4 / 20 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 20 Next Page
Page Background

О.А. Орешкина, Ю.А. Сафонова

4

Гуманитарный вестник

# 10·2016

реходе в среднюю школу обучающиеся, в зависимости от их способ-

ностей и учебных показателей, могут распределяться по видам школ:

в основную (Hauptschule), реальную (Realschule) или в гимназию

(Gimnasium). Только окончание гимназии дает право сдавать Единый

государственный экзамен (Abitur) и поступать с его результатами в

вуз. Вместе с тем большинство коррекционных школ в Германии не

имеют гимназического отделения. Этот факт дополнительно мотиви-

рует обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на ин-

клюзию и способствует хорошей подготовке абитуриентов. Пример

Германии показывает, как современные достижения науки и техники

помогают формировать новое поколение студентов с ограниченными

возможностями.

Университеты ФРГ заботятся о физической и информационной

доступности среды: в большинстве вузов существуют цветовая раз-

метка для слепых, индукционная петля в аудиториях для глухих,

предусмотрена возможность резервирования мест в первых рядах на

лекциях и продления сроков пользования литературой. В крупных

вузах оборудованы специальные рабочие места для слепых в библио-

теках, комнаты отдыха. Как и в России, существует проблема моди-

фикации исторических зданий университетов, имеющих статус па-

мятников архитектуры.

Некоторые услуги студент может получить в социальных служ-

бах города: например, финансирование приобретения вспомогатель-

ных технических и необходимых в быту средств, услуг ассистента.

Важным шагом в развитии системы информационной поддержки

студентов-инвалидов стал совместный проект Немецкого студенче-

ского социального фонда (Deutscher Studentenwerk) и Министерства

культуры по созданию Бюро консультационных услуг и его отделе-

ний в вузах (с 1982 г.) [4]. Специалисты отделения консультируют

студентов-инвалидов по вопросам зачисления, взаимодействия с со-

циальными службами города, по другим актуальным вопросам. От-

деления сотрудничают со студенческими организациями и организа-

циями взаимопомощи студентов-инвалидов. Такой вид деятельности

органично вписан в структуру вуза.

Отметим, что к решению проблемы инклюзии в Германии при-

влекаются студенческие организации. В крупных вузах в структуре

студенческого комитета (Allgemeiner Studierendenausschuss, Asta)

существует отдел по работе со студентами-инвалидами, комплекту-

емый из числа обучающихся с ограниченными возможностями здо-

ровья. Отдел консультирует студентов по широкому кругу вопросов,

связанных с обучением и адаптацией в вузе, тесно взаимодействует

с организациями взаимопомощи и в составе общего студенческого

комитета представляет интересы инвалидов в Совете вуза [5]. Отме-

тим, что похожая практика имеет место и в МГТУ, где в состав Сту-