О.А. Орешкина, Ю.А. Сафонова
4
Гуманитарный вестник
# 10·2016
реходе в среднюю школу обучающиеся, в зависимости от их способ-
ностей и учебных показателей, могут распределяться по видам школ:
в основную (Hauptschule), реальную (Realschule) или в гимназию
(Gimnasium). Только окончание гимназии дает право сдавать Единый
государственный экзамен (Abitur) и поступать с его результатами в
вуз. Вместе с тем большинство коррекционных школ в Германии не
имеют гимназического отделения. Этот факт дополнительно мотиви-
рует обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на ин-
клюзию и способствует хорошей подготовке абитуриентов. Пример
Германии показывает, как современные достижения науки и техники
помогают формировать новое поколение студентов с ограниченными
возможностями.
Университеты ФРГ заботятся о физической и информационной
доступности среды: в большинстве вузов существуют цветовая раз-
метка для слепых, индукционная петля в аудиториях для глухих,
предусмотрена возможность резервирования мест в первых рядах на
лекциях и продления сроков пользования литературой. В крупных
вузах оборудованы специальные рабочие места для слепых в библио-
теках, комнаты отдыха. Как и в России, существует проблема моди-
фикации исторических зданий университетов, имеющих статус па-
мятников архитектуры.
Некоторые услуги студент может получить в социальных служ-
бах города: например, финансирование приобретения вспомогатель-
ных технических и необходимых в быту средств, услуг ассистента.
Важным шагом в развитии системы информационной поддержки
студентов-инвалидов стал совместный проект Немецкого студенче-
ского социального фонда (Deutscher Studentenwerk) и Министерства
культуры по созданию Бюро консультационных услуг и его отделе-
ний в вузах (с 1982 г.) [4]. Специалисты отделения консультируют
студентов-инвалидов по вопросам зачисления, взаимодействия с со-
циальными службами города, по другим актуальным вопросам. От-
деления сотрудничают со студенческими организациями и организа-
циями взаимопомощи студентов-инвалидов. Такой вид деятельности
органично вписан в структуру вуза.
Отметим, что к решению проблемы инклюзии в Германии при-
влекаются студенческие организации. В крупных вузах в структуре
студенческого комитета (Allgemeiner Studierendenausschuss, Asta)
существует отдел по работе со студентами-инвалидами, комплекту-
емый из числа обучающихся с ограниченными возможностями здо-
ровья. Отдел консультирует студентов по широкому кругу вопросов,
связанных с обучением и адаптацией в вузе, тесно взаимодействует
с организациями взаимопомощи и в составе общего студенческого
комитета представляет интересы инвалидов в Совете вуза [5]. Отме-
тим, что похожая практика имеет место и в МГТУ, где в состав Сту-