Подходы к академической поддержке студентов — инвалидов по слуху
…
Гуманитарный вестник
# 10·2016 5
денческого совета вуза входят плохослышащие студенты — предста-
вители факультета ГУИМЦ. Опыт включения плохослышащих сту-
дентов в единую студенческую инфраструктуру вуза показал себя
эффективным в аспекте формирования их лидерских качеств и реали-
зации принципа независимой жизни.
По данным Немецкого студенческого социального фонда (далее —
Фонд), 19 % студентов в вузах имеют те или иные ограничения жизнеде-
ятельности, а 8 % из них — сильно выраженные ограничения
1
[6]. Гло-
бальный опрос студентов с ОВЗ, проведенный Фондом в 2011 г., по-
казал, что почти две трети опрошенных ощущают сильные или очень
сильные барьеры в процессе обучения в высшей школе. В исследовании
приняли участие более 16 000 студентов с ОВЗ из 160 вузов ФРГ. Из
них 45 % указывают на наличие у них психических ограничений, 5 %—
зрительных и только 3 %— слухо-речевых [6].
Как показано выше, в вузах ФРГ хорошо развита консультацион-
ная поддержка студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Консультации осуществляются молодежными организациями, груп-
пами взаимопомощи, представительствами Немецкого студенческого
социального фонда. Вместе с тем, как отмечают эксперты Фонда,
спектр услуг консультационных служб не отличается многообразием
и только один из четырех студентов с ограничениями пользуется
консультационными услугами вуза, помощью студенческих органи-
заций или организаций взаимопомощи.
Необходимость дополнительных мер поддержки была осознана
ректорским сообществом в связи с ратификацией Конвенции ООН о
правах инвалидов. Как следствие, Совет ректоров Германии разрабо-
тал Рекомендации «Единая высшая школа для всех» (далее — Реко-
мендации), которые призваны объединить усилия всех вузов по созда-
нию безбарьерной среды. В фокусе внимания Рекомендаций — обеспе-
чение выравнивающих условий в вузах и разработка «безбарьерной
дидактики высшей школы» (Barrierefreie Hochschuldidaktik). Отмечает-
ся, что переход на двухуровневые стандарты образования, кредитно-
модульную систему должен облегчить доступ инвалидам к высшему
образованию. Вместе с тем признается, что у студентов с ограниченны-
ми возможностями здоровья могут возникать затруднения с освоением
дисциплин согласно учебному плану. Затруднения могут быть связа-
ны со сроками, обязательным посещением занятий, видами и форма-
ми обучения, с последовательностью сдачи экзаменов. Отмечается
необходимость информирования преподавателей о нуждах студен-
тов-инвалидов и о требованиях безбарьерной дидактики высшей
школы. Преподаватели должны учитывать специальные потребности
_________
1
Ограничения жизнедеятельности в Германии измеряются в процентах. К тяжелой
инвалидности относят ограничения жизнедеятельности свыше 50 %.