Previous Page  5 / 20 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 20 Next Page
Page Background

Подходы к академической поддержке студентов — инвалидов по слуху

Гуманитарный вестник

# 10·2016 5

денческого совета вуза входят плохослышащие студенты — предста-

вители факультета ГУИМЦ. Опыт включения плохослышащих сту-

дентов в единую студенческую инфраструктуру вуза показал себя

эффективным в аспекте формирования их лидерских качеств и реали-

зации принципа независимой жизни.

По данным Немецкого студенческого социального фонда (далее —

Фонд), 19 % студентов в вузах имеют те или иные ограничения жизнеде-

ятельности, а 8 % из них — сильно выраженные ограничения

1

[6]. Гло-

бальный опрос студентов с ОВЗ, проведенный Фондом в 2011 г., по-

казал, что почти две трети опрошенных ощущают сильные или очень

сильные барьеры в процессе обучения в высшей школе. В исследовании

приняли участие более 16 000 студентов с ОВЗ из 160 вузов ФРГ. Из

них 45 % указывают на наличие у них психических ограничений, 5 %—

зрительных и только 3 %— слухо-речевых [6].

Как показано выше, в вузах ФРГ хорошо развита консультацион-

ная поддержка студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Консультации осуществляются молодежными организациями, груп-

пами взаимопомощи, представительствами Немецкого студенческого

социального фонда. Вместе с тем, как отмечают эксперты Фонда,

спектр услуг консультационных служб не отличается многообразием

и только один из четырех студентов с ограничениями пользуется

консультационными услугами вуза, помощью студенческих органи-

заций или организаций взаимопомощи.

Необходимость дополнительных мер поддержки была осознана

ректорским сообществом в связи с ратификацией Конвенции ООН о

правах инвалидов. Как следствие, Совет ректоров Германии разрабо-

тал Рекомендации «Единая высшая школа для всех» (далее — Реко-

мендации), которые призваны объединить усилия всех вузов по созда-

нию безбарьерной среды. В фокусе внимания Рекомендаций — обеспе-

чение выравнивающих условий в вузах и разработка «безбарьерной

дидактики высшей школы» (Barrierefreie Hochschuldidaktik). Отмечает-

ся, что переход на двухуровневые стандарты образования, кредитно-

модульную систему должен облегчить доступ инвалидам к высшему

образованию. Вместе с тем признается, что у студентов с ограниченны-

ми возможностями здоровья могут возникать затруднения с освоением

дисциплин согласно учебному плану. Затруднения могут быть связа-

ны со сроками, обязательным посещением занятий, видами и форма-

ми обучения, с последовательностью сдачи экзаменов. Отмечается

необходимость информирования преподавателей о нуждах студен-

тов-инвалидов и о требованиях безбарьерной дидактики высшей

школы. Преподаватели должны учитывать специальные потребности

_________

1

Ограничения жизнедеятельности в Германии измеряются в процентах. К тяжелой

инвалидности относят ограничения жизнедеятельности свыше 50 %.