Previous Page  3 / 20 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 20 Next Page
Page Background

Подходы к академической поддержке студентов — инвалидов по слуху

Гуманитарный вестник

# 10·2016 3

Опыт Германии.

Условия для инклюзии в ФРГ были подготов-

лены прогрессивным законодательством в социальной сфере. Подпи-

сание и ратификация Конвенции о правах инвалидов (вступила в си-

лу в 2009 г.) дали дополнительный импульс для развития инклюзии.

Особенностью подходов к инклюзии в Германии является акцент

на превентивных медицинских и социальных мероприятиях, направ-

ленных на раннее выявление дефектов, раннюю коррекцию и раннее

развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. Так, с

2009 г. в Германии введен обязательный скрининг новорожденных на

состояние функции слуха. Слабослышащим детям предоставляется

слуховой аппарат за счет страховых фондов, глухим в срок до шести

месяцев проводится операция по кохлеарной имплантации. Ранняя

реабилитация обеспечивает этим детям возможность обучения в об-

щих школах при создании соответствующих условий.

Наряду с этим в стране продолжают существовать и успешно

функционировать специальные коррекционные учреждения — дет-

ские сады, школы, что обеспечивает выбор формы образования для

ребенка в зависимости от его потребностей.

Главный принцип инклюзии в Германии — столько интеграции,

сколько возможно, и столько специальных учреждений, сколько

необходимо. В ФРГ пятая часть всех детей с ограниченными воз-

можностями здоровья обучается в интегрированных условиях [3].

Взаимодействие коррекционных учреждений с общеобразователь-

ными создает основу для поддержки, в том числе академической,

учащегося в условиях инклюзии. Механизмом в данном случае явля-

ются

консультационные службы на базе специальных учреждений

,

предоставляющие консультационные услуги общеобразовательным

учреждениям, расположенным в округе. Эта схема реализуется как в

школах, так и в колледжах, техникумах.

Специалисты служб консультируют не только преподавателей,

но и родителей по вопросам методики обучения, взаимодействия с

социальными службами города. Консультации осуществляются по

электронной почте, телефону, непосредственно. Консультант не

предоставляет репетиторских услуг, но является специалистом по ре-

комендации тех или иных услуг поддержки конкретному учащемуся.

Таким образом, задачи коррекционных учреждений расширяются

за счет поддержки инклюзивных учреждений путем формирования

рабочих связей между ними. Консультационные службы не могут

решить всех проблем, но они являются важным шагом на пути к ин-

клюзии, прообразом сетевых ресурсных центров.

Наличие эффективной системы превентивной диагностики и ран-

ней реабилитации обеспечивает возможность выбора образователь-

ной траектории в дифференцированной системе образования Герма-

нии. Программа начальной школы одинакова для всех детей. При пе-