Previous Page  13 / 20 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 13 / 20 Next Page
Page Background

Подходы к академической поддержке студентов — инвалидов по слуху

Гуманитарный вестник

# 10·2016 13

имеют собственной службы поддержки или испытывают затруднения

в применении традиционных методов поддержки. В этой связи недавно

возникла и успешно развивается в национальном масштабе тенденция

создания в каждом из принимающих инвалидов вузов автономных ко-

ординационных центров для студентов-инвалидов. В настоящий мо-

мент Центры открыты в 45 университетах и колледжах Японии [11].

Страна готовится ввести закон, обязывающий все вузы и колледжи

принимать на обучение в инклюзии глухих и слабослышащих студен-

тов с обеспечением им необходимой поддержки. Технологии поддерж-

ки разрабатываются в

национальной университетской корпорации «Цу-

кубский технологический университет» (National University Corporation

«Tsukuba Technological University», NTUT) [12].

NTUT был создан в 2005 г. на базе технологического колледжа

при Цукубском технологическом университете, который первым в

стране и в мире (с 1 октября 1997 г.) стал реализовывать специальные

трехгодичные программы среднего профессионального образования

для людей с нарушениями слуха и зрения.

С 1 октября 2005 г. NTUT получил второй старт в качестве Цу-

кубского технологического университета, открыв подготовку для

людей с нарушениями слуха и зрения по четырехгодичным програм-

мам прикладного бакалавриата.

Весной 2010 г. в NTUT — впервые в Японии — на отделении

Промышленной информатики были открыты программы подготовки

магистров и аспирантов для обучающихся с нарушениями слуха по

направлениям системного инжиниринга, промышленного дизайна и

информатики.

Цель указанных программ — подготовка квалифицированных экс-

пертов, понимающих актуальные проблемы информационной доступ-

ности для глухих, слабослышащих и позднооглохших лиц, для оказа-

ния им поддержки в области образования и интеграции в социум.

Далее такие программы были открыты на отделении валеологии

для людей с нарушениями зрения по направлениям акупунктуры, фи-

зиотерапии и информатики, а также на отделении информационной и

коммуникационной доступности — по направлениям поддержки лиц

с нарушениями слуха, зрения, обучения жестовому языку. Цель по-

следней программы — подготовка высококвалифицированных спе-

циалистов-экспертов в области жестового языка, обладающих специ-

альными знаниями лингвистических аспектов жестового языка и

культуры глухих.

NTUT является единственным в стране вузом, уполномоченным

Министерством образования Японии разрабатывать и реализовывать

специальные (адаптированные) программы для инвалидов по слуху и

зрению, а также оказывать поддержку обучающимся с этими ограни-

чениями в образовательных учреждениях страны.