Подходы к академической поддержке студентов — инвалидов по слуху
…
Гуманитарный вестник
# 10·2016 13
имеют собственной службы поддержки или испытывают затруднения
в применении традиционных методов поддержки. В этой связи недавно
возникла и успешно развивается в национальном масштабе тенденция
создания в каждом из принимающих инвалидов вузов автономных ко-
ординационных центров для студентов-инвалидов. В настоящий мо-
мент Центры открыты в 45 университетах и колледжах Японии [11].
Страна готовится ввести закон, обязывающий все вузы и колледжи
принимать на обучение в инклюзии глухих и слабослышащих студен-
тов с обеспечением им необходимой поддержки. Технологии поддерж-
ки разрабатываются в
национальной университетской корпорации «Цу-
кубский технологический университет» (National University Corporation
«Tsukuba Technological University», NTUT) [12].
NTUT был создан в 2005 г. на базе технологического колледжа
при Цукубском технологическом университете, который первым в
стране и в мире (с 1 октября 1997 г.) стал реализовывать специальные
трехгодичные программы среднего профессионального образования
для людей с нарушениями слуха и зрения.
С 1 октября 2005 г. NTUT получил второй старт в качестве Цу-
кубского технологического университета, открыв подготовку для
людей с нарушениями слуха и зрения по четырехгодичным програм-
мам прикладного бакалавриата.
Весной 2010 г. в NTUT — впервые в Японии — на отделении
Промышленной информатики были открыты программы подготовки
магистров и аспирантов для обучающихся с нарушениями слуха по
направлениям системного инжиниринга, промышленного дизайна и
информатики.
Цель указанных программ — подготовка квалифицированных экс-
пертов, понимающих актуальные проблемы информационной доступ-
ности для глухих, слабослышащих и позднооглохших лиц, для оказа-
ния им поддержки в области образования и интеграции в социум.
Далее такие программы были открыты на отделении валеологии
для людей с нарушениями зрения по направлениям акупунктуры, фи-
зиотерапии и информатики, а также на отделении информационной и
коммуникационной доступности — по направлениям поддержки лиц
с нарушениями слуха, зрения, обучения жестовому языку. Цель по-
следней программы — подготовка высококвалифицированных спе-
циалистов-экспертов в области жестового языка, обладающих специ-
альными знаниями лингвистических аспектов жестового языка и
культуры глухих.
NTUT является единственным в стране вузом, уполномоченным
Министерством образования Японии разрабатывать и реализовывать
специальные (адаптированные) программы для инвалидов по слуху и
зрению, а также оказывать поддержку обучающимся с этими ограни-
чениями в образовательных учреждениях страны.