О.А. Орешкина, Ю.А. Сафонова
2
Гуманитарный вестник
# 10·2016
способствует введение ЕГЭ и переход на двухуровневое высшее про-
фессиональное образование.) В связи с этим актуальным становится со-
здание
доступной
среды для таких обучающихся.
Доступность среды
означает не только отсутствие архитектурно-планировочных барьеров,
но прежде всего наличие адаптированных образовательных программ и
особых методов академической поддержки, позволяющих инвалиду
включаться во все социокультурные срезы вуза: учебные, научные,
культурные, социально-бытовые, спортивные и пр.
Система инклюзивного образования и поддержки студентов-
инвалидов в вузах и колледжах РФ находится в стадии становления.
В этой связи сравнительные исследования зарубежного опыта стано-
вятся трендом инклюзивной педагогики. В разных странах накоплен
собственный опыт решений вопросов академической поддержки сту-
дентов-инвалидов. На эти решения оказывают влияние особенности
национальной образовательной системы, политика государства по
отношению к инвалидам, выраженная в соответствующих законода-
тельных актах, потребности рынка труда и пр. Так, в России внедре-
ние инклюзивного образования связано с экономическими и полити-
ческими изменениями в стране в 90-х годах ХХ в. Идеи инклюзии
были во многом заимствованы из зарубежного опыта, а сам процесс
их внедрения носит стихийный, несистемный характер [1, 2].
МГТУ им. Н.Э. Баумана является первым российским вузом, в
котором в инклюзивных условиях, на основе системного подхода с
1934 г. обучаются студенты — инвалиды по слуху. За прошедшее
время сложилась «бауманская» модель академической поддержки
студентов с ограниченными возможностями здоровья. Специфика
модели заключается в ее организационных решениях: наличии адап-
тированных программ высшего профессионального образования для
плохослышащих граждан и специального структурного подразделе-
ния в МГТУ им. Н.Э. Баумана — Головного учебно-исследо-
вательского и методического центра профессиональной реабилитации
инвалидов по слуху (ГУИМЦ) — по их разработке и реализации. Под-
разделение выполняет функции ресурсного центра по обеспечению этих
программ и координатора деятельности всех структурных единиц вуза
по их реализации. В качестве ресурсного центра ГУИМЦ разрабаты-
вает и аккумулирует технологии, которые обеспечивают доступность
среды вуза и образовательных программ для инвалидов. Важным
направлением работы ГУИМЦ является изучение аналогичного зару-
бежного опыта для выявления эффективных механизмов поддержки
студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Анализ подходов к организации академической поддержки сту-
дентов-инвалидов в вузах проводится на материале открытых источ-
ников и по результатам научных стажировок авторов статьи в Герма-
нии, США и Японии.