Previous Page  16 / 20 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 16 / 20 Next Page
Page Background

О.А. Орешкина, Ю.А. Сафонова

16

Гуманитарный вестник

# 10·2016

но освоить учебные программы. На подходы к реализации этой под-

держки в вузах влияют прежде всего особенности национальной об-

разовательной системы, отраженные в законодательных актах по от-

ношению к инвалидам. Имеют место схожие тенденции в развитии

программ профессионального инклюзивного образования в вузах

Германии, США, Японии и России, а именно:

понимание необходимости проектирования индивидуальной

траектории на основе гибких учебных планов и программ;

наличие специальных (адаптированных) образовательных про-

грамм (Россия, США, Япония);

система академической поддержки и программ подготовки

кадров для инклюзии;

разработка адаптированных учебных материалов («безбарьер-

ная дидактика» в Германии, «содержательная доступность» в России,

«универсальный образовательный дизайн» в США, «специальные

учебные материалы» в Японии);

разработка технологий доступности учебных материалов и об-

разовательной среды;

организационные решения: создание в вузах специальной

структуры (должности, позиции) — координатора, уполномоченного

по делам инвалидов.

В США и Японии организационная структура реализована в виде

сетевых решений в национальном масштабе, причем в обеих странах

сеть управляется единым центром. Однако механизмы функциониро-

вания сетей в этих странах носят различный характер. В США дей-

ствуют несколько ресурсных центров, взаимодополняющих друг

друга в части предоставления адресных услуг, и эту деятельность ко-

ординирует единый национальный центр. В Японии все услуги раз-

рабатываются и предоставляются в национальном масштабе единым

центром — Национальной университетской корпорацией «Цукуб-

ский технологический университет».

Показателем эффективности сети является количество преобра-

зований по созданию доступной среды в вузах в национальном мас-

штабе: увеличение числа граждан, вовлеченных в инклюзивное образо-

вание, доля трудоустроившихся выпускников вузов из числа инвалидов.

В России и Германии эти решения до настоящего времени не реализо-

ваны на уровне высшего образования, но можно прогнозировать эффек-

тивность их внедрения в национальную систему образования.

На основании вышеизложенного можно прийти к решению о

необходимости создания в вузах России, реализующих инклюзивное

образование, специальной структуры координационного, организа-

ционного, консультационного, ресурсного характера, призванной

решать проблемы инвалидов в высшей школе. Экономически целесо-