О.А. Орешкина, Ю.А. Сафонова
16
Гуманитарный вестник
# 10·2016
но освоить учебные программы. На подходы к реализации этой под-
держки в вузах влияют прежде всего особенности национальной об-
разовательной системы, отраженные в законодательных актах по от-
ношению к инвалидам. Имеют место схожие тенденции в развитии
программ профессионального инклюзивного образования в вузах
Германии, США, Японии и России, а именно:
•
понимание необходимости проектирования индивидуальной
траектории на основе гибких учебных планов и программ;
•
наличие специальных (адаптированных) образовательных про-
грамм (Россия, США, Япония);
•
система академической поддержки и программ подготовки
кадров для инклюзии;
•
разработка адаптированных учебных материалов («безбарьер-
ная дидактика» в Германии, «содержательная доступность» в России,
«универсальный образовательный дизайн» в США, «специальные
учебные материалы» в Японии);
•
разработка технологий доступности учебных материалов и об-
разовательной среды;
•
организационные решения: создание в вузах специальной
структуры (должности, позиции) — координатора, уполномоченного
по делам инвалидов.
В США и Японии организационная структура реализована в виде
сетевых решений в национальном масштабе, причем в обеих странах
сеть управляется единым центром. Однако механизмы функциониро-
вания сетей в этих странах носят различный характер. В США дей-
ствуют несколько ресурсных центров, взаимодополняющих друг
друга в части предоставления адресных услуг, и эту деятельность ко-
ординирует единый национальный центр. В Японии все услуги раз-
рабатываются и предоставляются в национальном масштабе единым
центром — Национальной университетской корпорацией «Цукуб-
ский технологический университет».
Показателем эффективности сети является количество преобра-
зований по созданию доступной среды в вузах в национальном мас-
штабе: увеличение числа граждан, вовлеченных в инклюзивное образо-
вание, доля трудоустроившихся выпускников вузов из числа инвалидов.
В России и Германии эти решения до настоящего времени не реализо-
ваны на уровне высшего образования, но можно прогнозировать эффек-
тивность их внедрения в национальную систему образования.
На основании вышеизложенного можно прийти к решению о
необходимости создания в вузах России, реализующих инклюзивное
образование, специальной структуры координационного, организа-
ционного, консультационного, ресурсного характера, призванной
решать проблемы инвалидов в высшей школе. Экономически целесо-