Подходы к академической поддержке студентов — инвалидов по слуху
…
Гуманитарный вестник
# 10·2016 15
технологии, обеспечивается обмен опытом и информацией, проекти-
руются и реализуются программы подготовки и переподготовки пре-
подавателей и специалистов. Так, NTUT разрабатывает удаленные
коммуникативные поддерживающие системы для людей с нарушени-
ями слуха и через сеть предоставляет глухим и слабослышащим сту-
дентам вузов и колледжей удаленный сурдоперевод, коммуникатив-
ные услуги, основанные на программах распознавания речи [11].
Важным видом удаленной поддержки является адаптация специ-
ализированных лекций в области инженерного образования. Имеют
место встраивание титров в лекцию, объяснение терминов и понятий,
возможность выбора способа предоставления информации и ее кон-
фигурации на экране в соответствии с индивидуальными потребно-
стями пользователя и др. Данная система поддержки уже была апро-
бирована в режиме проведения интерактивных лекций и практиче-
ских занятий для студентов с нарушениями слуха Сеулского
национального университета в 2011 г. и Национального технического
института для глухих (NTID) в США в 2014 г.
Разработка мобильных систем с субтитрами оказалась актуаль-
ной для использования их лицами с нарушениями слуха в различных
областях жизнедеятельности. Например, в учебном процессе дисплей
из двух экранов обеспечивает изображение сурдопереводчика или
видеолекции на одном экране, а на другом — субтитры речи препо-
давателя. Студент может делать собственные записи, не опасаясь вы-
пасть из контекста занятия, поскольку субтитры сохраняются в запи-
си и могут быть доступны по желанию студента.
В NTUT ежегодно проводятся семинары по технологической
подготовке координаторов — уполномоченных представителей от
каждого из университетов, входящих в сеть, которые обеспечат внед-
рение этих технологий в своих университетах и далее распространят
полученные знания в подшефные организации.
Таким образом, в технологически развитых странах, таких как
Япония и США, успешной оказалась сетевая модель академической
поддержки инвалидов. В каждом вузе действует специальная струк-
тура, которая обеспечивает предоставление адресных услуг поддерж-
ки всем обучающимся в вузе инвалидам. На базе ведущих универси-
тетов создаются специальные центры доступных технологий — узлы
сети. Их количество может варьироваться в зависимости от потреб-
ности страны (один узел в Японии, четыре узла в США). В обеих
странах пришли к выводу о необходимости координации деятельно-
сти национальной сети на базе единого центра.
Анализ показал, что при реализации программ высшего образо-
вания в условиях инклюзии студентам с инвалидностью необходима
образовательно-реабилитационная поддержка, без которой им слож-