Previous Page  15 / 20 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 15 / 20 Next Page
Page Background

Подходы к академической поддержке студентов — инвалидов по слуху

Гуманитарный вестник

# 10·2016 15

технологии, обеспечивается обмен опытом и информацией, проекти-

руются и реализуются программы подготовки и переподготовки пре-

подавателей и специалистов. Так, NTUT разрабатывает удаленные

коммуникативные поддерживающие системы для людей с нарушени-

ями слуха и через сеть предоставляет глухим и слабослышащим сту-

дентам вузов и колледжей удаленный сурдоперевод, коммуникатив-

ные услуги, основанные на программах распознавания речи [11].

Важным видом удаленной поддержки является адаптация специ-

ализированных лекций в области инженерного образования. Имеют

место встраивание титров в лекцию, объяснение терминов и понятий,

возможность выбора способа предоставления информации и ее кон-

фигурации на экране в соответствии с индивидуальными потребно-

стями пользователя и др. Данная система поддержки уже была апро-

бирована в режиме проведения интерактивных лекций и практиче-

ских занятий для студентов с нарушениями слуха Сеулского

национального университета в 2011 г. и Национального технического

института для глухих (NTID) в США в 2014 г.

Разработка мобильных систем с субтитрами оказалась актуаль-

ной для использования их лицами с нарушениями слуха в различных

областях жизнедеятельности. Например, в учебном процессе дисплей

из двух экранов обеспечивает изображение сурдопереводчика или

видеолекции на одном экране, а на другом — субтитры речи препо-

давателя. Студент может делать собственные записи, не опасаясь вы-

пасть из контекста занятия, поскольку субтитры сохраняются в запи-

си и могут быть доступны по желанию студента.

В NTUT ежегодно проводятся семинары по технологической

подготовке координаторов — уполномоченных представителей от

каждого из университетов, входящих в сеть, которые обеспечат внед-

рение этих технологий в своих университетах и далее распространят

полученные знания в подшефные организации.

Таким образом, в технологически развитых странах, таких как

Япония и США, успешной оказалась сетевая модель академической

поддержки инвалидов. В каждом вузе действует специальная струк-

тура, которая обеспечивает предоставление адресных услуг поддерж-

ки всем обучающимся в вузе инвалидам. На базе ведущих универси-

тетов создаются специальные центры доступных технологий — узлы

сети. Их количество может варьироваться в зависимости от потреб-

ности страны (один узел в Японии, четыре узла в США). В обеих

странах пришли к выводу о необходимости координации деятельно-

сти национальной сети на базе единого центра.

Анализ показал, что при реализации программ высшего образо-

вания в условиях инклюзии студентам с инвалидностью необходима

образовательно-реабилитационная поддержка, без которой им слож-