Table of Contents Table of Contents
Previous Page  9 / 21 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 21 Next Page
Page Background

К исследованию методов оценки качества менеджмента

Гуманитарный вестник

# 6·2016 9

с позиции функций, которые он выполняет на определенном этапе

развития компании, основываясь на стратегическом, тактическом и

операционном управлении. В рамках видов управления предлагается

рассматривать группы показателей для оценки качества управления,

выделенные на основе ресурсов компании: материальные, трудовые,

финансовые, информационные.

И.П. Степанова считает, что выбор норматива и оптимального

значения какого-либо фактора может вызвать затруднение, как

и установление весомости каждого фактора в совокупности факто-

ров, так как каждая отдельная система управления уникальна и спе-

цифична, и более высокая степень использования одного фактора

может компенсировать более низкую степень использования других.

Автор разработала методику самооценки предприятия по критериям

функциональной модели оценки менеджмента. Она предлагает оце-

нивать систему менеджмента с точки зрения управленческих бизнес-

процессов, реализуемых в рамках процессов стратегического и опе-

ративного управления.

В.А. Винокуров утверждает, что качество управления выступает

как фактор системной организации деятельности предприятия, обес-

печивающий его конкурентоспособность и эффективность. Его мож-

но рассматривать и как функцию разнообразных внутренних факто-

ров, и на уровне рыночных возможностей предприятия. И совершен-

но невозможно — вне системы отношений производства, реализации

и потребления продукции. Автор говорит о том, что качество управ-

ления может быть оценено только в сравнении с образцом, некой

нормативной базой, так как оно относительно. Но универсальной

нормативной структуры показателей не существует: каждому этапу

развития предприятия соответствует своя структура. Главное назна-

чение оценки, по мнению В.А. Винокурова, состоит в выявлении со-

держания деятельности и установлении рациональности подходов

к решению возникающих проблем. Оценка требует обоснования и

разработки методики ее проведения: качество управления в общем

случае нельзя выразить в стоимостных показателях, оно служит ба-

зой для проведения детализированной оценки, осуществляемой с по-

мощью известных методов анализа. При этом В.А. Винокуров под-

черкивает, что каждому этапу развития предприятия соответствует

своя структура показателей.

В.А. Винокуров считает необходимой оценку адаптивности и

управляемости системы, и с ним соглашаются авторы Т.Г Агиевич

и Т.А. Даева [25], правда, в рамках оценки эффективности системы

управления. Авторы выделяют для этой цели систему количествен-

ных и качественных критериев, основанную на таких факторах эф-

фективности, как стратегические цели управления, рациональность

процесса и структуры управления, потенциал системы, качество ор-