К исследованию методов оценки качества менеджмента
Гуманитарный вестник
# 6·2016 9
с позиции функций, которые он выполняет на определенном этапе
развития компании, основываясь на стратегическом, тактическом и
операционном управлении. В рамках видов управления предлагается
рассматривать группы показателей для оценки качества управления,
выделенные на основе ресурсов компании: материальные, трудовые,
финансовые, информационные.
И.П. Степанова считает, что выбор норматива и оптимального
значения какого-либо фактора может вызвать затруднение, как
и установление весомости каждого фактора в совокупности факто-
ров, так как каждая отдельная система управления уникальна и спе-
цифична, и более высокая степень использования одного фактора
может компенсировать более низкую степень использования других.
Автор разработала методику самооценки предприятия по критериям
функциональной модели оценки менеджмента. Она предлагает оце-
нивать систему менеджмента с точки зрения управленческих бизнес-
процессов, реализуемых в рамках процессов стратегического и опе-
ративного управления.
В.А. Винокуров утверждает, что качество управления выступает
как фактор системной организации деятельности предприятия, обес-
печивающий его конкурентоспособность и эффективность. Его мож-
но рассматривать и как функцию разнообразных внутренних факто-
ров, и на уровне рыночных возможностей предприятия. И совершен-
но невозможно — вне системы отношений производства, реализации
и потребления продукции. Автор говорит о том, что качество управ-
ления может быть оценено только в сравнении с образцом, некой
нормативной базой, так как оно относительно. Но универсальной
нормативной структуры показателей не существует: каждому этапу
развития предприятия соответствует своя структура. Главное назна-
чение оценки, по мнению В.А. Винокурова, состоит в выявлении со-
держания деятельности и установлении рациональности подходов
к решению возникающих проблем. Оценка требует обоснования и
разработки методики ее проведения: качество управления в общем
случае нельзя выразить в стоимостных показателях, оно служит ба-
зой для проведения детализированной оценки, осуществляемой с по-
мощью известных методов анализа. При этом В.А. Винокуров под-
черкивает, что каждому этапу развития предприятия соответствует
своя структура показателей.
В.А. Винокуров считает необходимой оценку адаптивности и
управляемости системы, и с ним соглашаются авторы Т.Г Агиевич
и Т.А. Даева [25], правда, в рамках оценки эффективности системы
управления. Авторы выделяют для этой цели систему количествен-
ных и качественных критериев, основанную на таких факторах эф-
фективности, как стратегические цели управления, рациональность
процесса и структуры управления, потенциал системы, качество ор-