Ю.Г. Тимофеева
4
Гуманитарный вестник
# 6·2016
свойства системы управления — управляемость и адаптивность.
Кроме того, по мнению В. Машкина, нужно учитывать особенности
организационной структуры и уровень подготовки управленческого
персонала (чем лучше подготовлены руководители, тем лучше в ито-
ге качество продукции). В методе, проводимом с привлечением ква-
лифицированных экспертов, позиция человека выражается через ко-
личество степеней свободы.
Современные системы менеджмента качества (СМК) базируются
на принципах TQM. Различные части системы менеджмента организа-
ции могут быть интегрированы вместе с СМК в единую систему ме-
неджмента, использующую общие элементы. Это повышает результа-
тивность планирования, эффективность использования ресурсов, со-
здает синергетический эффект в достижении общих бизнес-целей
организации. СМК — это система, обеспечивающая эффективную ра-
боту предприятия, в том числе и в области управления качеством вы-
пускаемой продукции и оказываемых услуг. Наиболее эффективными
при создании СМК считаются требования, зафиксированные в между-
народных стандартах ISO серии 9000. Чтобы сертифицировать эту си-
стему, т. е. получить документ, свидетельствующий о том, что процес-
сы, осуществляемые в организации, эффективны и направлены на по-
стоянное улучшение качества продукции (услуг), система должна
соответствовать требованиям стандарта ISO 9001–2011 [5].
Стандарты ISO серии 9000, по утверждению Л.И. Шокиной, яв-
ляются универсальными и могут быть применены к любой организа-
ции, независимо от вида деятельности, масштаба и правовой формы.
На основе анализа данных экспертов «Ростест-Москва», сертифици-
ровавших десятки систем качества, сделан вывод, что эффективность
работы предприятий, внедривших систему качества по ISO серии
9000, в 2–3 раза выше, чем у тех, кто ее не имеет. Получение такого
сертификата может стать инструментом повышения стоимости пред-
приятия [3].
В. Машкин утверждает, что ISO 9000 уже направлен не столько
на качество продукции, сколько на качество работы компании в це-
лом. Но наличие стандарта и его реализация — не одно и то же.
Стандарты ISO серии 9000 и методики оценки качества менедж-
мента в целом не противоречат друг другу, они рассматривают одно
направление — менеджмент предприятия, — но с разных позиций.
Важно заметить, что результат выполнения предприятием стандарта
ISO 9001 — это сертификат, имеющий отношение к внешнему кон-
тролю производителя, он подтверждает качество работы организации
перед потребителями, поставщиками, инвесторами и др. [6]. Кроме
того, у сертификата ISO 9001 довольно высокая стоимость.