Ю.Г. Тимофеева
8
Гуманитарный вестник
# 6·2016
Применение количественной оценки и использование норма-
тивных показателей.
Следствием отсутствия единого определения
является то, что и критерии качества управления различаются, а это
не позволяет выделить однозначный набор факторов для его оценки.
Согласно [18], качество управления используется как частный крите-
рий эффективности управления и зависит как от статических, так
и динамических характеристик системы управления, т. е. от ее по-
строения и функционирования. Поэтому характеристики структуры,
процесса управления, применяемых методов управления и кадровой
работы всецело определяют качество управления. Пока не существу-
ет общепринятой методики его однозначной оценки, а также стан-
дартов, устанавливающих нормативные значения качественных ха-
рактеристик, поэтому исследователям предоставляется широкое поле
для деятельности.
Среди рассмотренных методик оценки качества менеджмента
преобладают те, что требуют качественной оценки, но гораздо более
обоснованными и точными выглядят методы, основанные на количе-
ственной оценке. Согласно З.О. Гукасян, если показатели не измеря-
ются количественно, то невозможно сравнивать настоящее с про-
шлым, тем более невозможно прогнозировать показатель в будущем.
С.С. Патваканов также считает, что показатели качества управления
должны быть измеримыми, что даст возможность сравнить качество
систем управления производством между различными предприятия-
ми [23].
Некоторые авторы (Т.В. Калита, В.А. Винокуров) в своих публи-
кациях опираются на методы распознавания образов, заключающиеся
в сравнении оцениваемой структуры показателей за определенный
период с одной из возможных структур, определяемых как норматив.
Т.В. Калита утверждает, что оценка качества управления осуществ-
ляется на основании группы общесистемных показателей и что воз-
никает проблема выявления этих групп, а также математических си-
стем для осуществления расчетов с целью получения окончательного
результата [24]. Автор предлагает оценивать качество управления
организационно-экономических систем путем сравнения оценивае-
мой структуры характеристик и показателей с нормативной структу-
рой их значений, а затем давать оценку на основании количественной
характеристики степени сходства нормативной и фактической струк-
тур показателей. Выявление тенденций в показателях, в том числе
с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена, позволит
проследить изменение характера и эффективности принимаемых
управленческих решений. Также Т.В. Калита связывает понятие «ка-
чество управления» с результативностью работы отдельных работни-
ков предприятия и эффективностью всей системы управления. По
мнению автора, качество менеджмента компании можно оценивать