К исследованию методов оценки качества менеджмента
Гуманитарный вестник
# 6·2016 7
ками или получение максимально возможного объема продукции
из ограниченного количества ресурсов [19]. Эффективность управле-
ния — это относительная характеристика результативности деятель-
ности конкретной управляющей системы, отражающаяся в различных
показателях как объекта управления, так и собственно управленческой
деятельности (субъекта управления), имеющих как количественные,
так и качественные характеристики [20]. По сути эффективность ме-
неджмента есть результативность данной деятельности, степень опти-
мальности использования материальных, финансовых и трудовых ре-
сурсов.
Итак, некоторые исследователи связывают качество и эффектив-
ность управления в своих трудах: Т.В. Калита, В.А. Винокуров,
З.О. Гукасян. Последняя говорит, что в коммерческих организациях
механизм реализации обратной связи содержит следующие звенья:
повышение качества управления — повышение конкурентоспособно-
сти продукции — рост эффективности производства — рост прибы-
ли, направленной на повышение качества управления [21].
Автор данной статьи придерживается мнения, что следует разде-
лять понятия «эффективность» и «качество», если речь идет об
управлении. Говоря об эффективности управления, подразумевают
скорее экономический результат управления, тогда как качество
управления отображает ситуацию комплексно. Эффективность пока-
зывает степень достижения экономических результатов. Хотя необ-
ходимо заметить, что высокое качество управления предприятием
повысит эффективность деятельности.
Эту же позицию разделяет М.В. Кислинская, утверждая, что каче-
ство является более емким и стратегически ориентированным показа-
телем в современных рыночных условиях, нежели эффективность.
Методика, разработанная этим автором, основывается на процессном
подходе и применении системы сбалансированных показателей (ССП).
Их объединение призвано породить синергетический эффект, способ-
ствующий системному изучению бизнес-процессов.
Видный русский ученый И.М. Сыроежин утверждает [22], что
эффективность оценивает режим работы системы, т. е. переход от
одного набора реализуемых связей к другому, а качество — от одно-
го режима к другому. Оценки эффективности и качества, согласно
заключениям И.М. Сыроежина, которые основаны на результатах ма-
тематического исследования, проведенного Г.Н. Парфеновым, явля-
ются независимыми друг от друга измерителями. Эффективность
можно рассматривать как оценку уровня реализации функции при
фиксированном значении оценки качества. Автор предлагает оцени-
вать качество плановой деятельности и говорит о том, что лишь со-
поставление цифр из первоначальных планов с реальными отчетны-
ми данными может дать численную основу для будущих расчетов.