Гуманитарный вестник
# 6·2016 1
УДК 338.2 DOI 10.18698/2306-8477-2016-06-369
К исследованию методов оценки качества менеджмента
Ю.Г. Тимофеева
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Рассмотрены подходы к определению понятия «качество менеджмента». Произ-
веден обзор методик оценки качества менеджмента, основанных на количествен-
ной оценке. Показана связь менеджмента качества и качества менеджмента.
Ключевые слова:
исследование, методика, качество менеджмента, оценка каче-
ства менеджмента, предприятие.
Вопрос об оценке качества менеджмента ради повышения конку-
рентоспособности предприятия и улучшения его деятельности ста-
вится сравнительно недавно. Подчеркиваются необходимость и важ-
ность оценки качества, в том числе для эффективности. Однако
исследователи до сих пор не пришли к единому мнению, как оцени-
вать качество менеджмента, что брать в качестве базы для оценки.
От менеджмента качества — к качеству менеджмента.
Счита-
ется, что пригласить людей «извне» для проведения оценки качества
менеджмента могут в основном компании — представители крупного
бизнеса. Компании поменьше предпочтут менее затратный способ и,
скорее всего, придут к тому, что называется самооценкой организации.
Т. Конти, основоположник самооценки организации, определяет
ее как анализ способности организации решать свои задачи и дости-
гать своей цели, выявляя слабые места в процессных и системных
факторах, влияющих на развитие организации [1]. Он ввел два вида
самооценки:
1) самооценка работы;
2) диагностическая самооценка.
Методики самооценки по национальным премиям в области ка-
чества некоторыми специалистами причисляются к методикам оцен-
ки качества менеджмента. Правда, когда речь заходит об этих преми-
ях, подразумевается скорее менеджмент качества, нежели качество
менеджмента. Все премии отличаются оцениваемыми критериями.
Самые известные из них приведены в табл. 1 [2, 3].
Первой из наград в области качества является Премия Деминга,
на сегодня она одна из самых престижных и уважаемых.
Каждый критерий делится на несколько подкритериев, которым
на основании экспертной оценки присуждается определенное коли-
чество баллов. В рамках каждой из премий критерии оцениваются
разным количеством баллов.