К исследованию методов оценки качества менеджмента
Гуманитарный вестник
# 6·2016 11
В книге [27] приведен и проанализирован ряд методов оценки ра-
ботников управления, в том числе качества их труда. По мнению ав-
торов, оценку необходимо проводить комплексно: оценивать и лич-
ные качества, и результаты труда. В работе перечислен ряд методик,
которые ориентированы на оценку всех факторов. Например, в мето-
дике Л.И. Меньшикова важными считаются два момента:
1) необходимо соизмерить все элементы оценки и вывести еди-
ный комплексный показатель;
2) соизмерение надо выполнить с помощью перемножения коэф-
фициентов, полученных путем отнесения фактических данных к нор-
мативным.
Однако эти моменты недостаточно обоснованы: встает вопрос о
том, правомерно ли процент плана умножать на процент выполнения
заданий в области повышения квалификации и далее на процент
идейности, и как обосновать нормативы, без которых коэффициент
идейности будет столь же символичным, как и оценки в баллах. На
практике методика оказалась условной. Теми же недостатками обла-
дает Минская методика, где основой оценки труда стали коэффици-
енты использования планового времени, а в качестве критериев вы-
браны фактические нормативы. В рамках методики все аспекты дея-
тельности переводятся в трудозатраты, и это мало отличается от
балльной или коэффициентной оценки. Система очень сложная (для
получения показателей требуется по 20–60 расчетов), из-за чего
оценка труда работника оказывается неточной.
На Челябинском тракторном заводе также была сделана попытка
найти интегральную оценку эффективности труда работника, учиты-
вающую и его личные качества. В рамках Челябинской методики
производственная деятельность работников подразделяется на от-
дельные функции и получает качественные характеристики, оценива-
емые независимо в аналитической форме, на основании чего рассчи-
тывается итоговый показатель эффективности труда работника, сте-
пень его полезности для производства и способность выполнять ту
или иную работу. Выбрав критерии для оценки личных качеств и
степени их соответствия требованиям работы, каждому из критериев
придается количественная оценка по весомости сравнительно с дру-
гими. Недостаток методики в том, что трудно определить, как соот-
носятся баллы, выставляемые за итоги труда и за личные качества.
Кроме того, такая оценка весьма условна: выдающиеся личные каче-
ства работника могут быть преуменьшены при оценке на плохом
предприятии. Кроме того, неясен вклад каждого в итоги общей дея-
тельности.
Автором данной статьи были изучены методы оценки качества
менеджмента и осуществлена их систематизация с точки зрения ме-
тодов сбора информации и основного оценочного признака (рисунок
и табл. 3).