К исследованию методов оценки качества менеджмента
Гуманитарный вестник
# 6·2016 3
Модель Премии Правительства РФ аналогична модели Европей-
ской премии по качеству — для оценки используются те же крите-
рии. Но есть и отличия, обусловленные национальной спецификой,
например, оценка критериев 1–5 (входящих в группу «возможности»)
в российской модели выше, чем в европейской.
Вышеперечисленные критерии применяются для разработки си-
стемы качества на основе TQM (Всеобщего управления качеством).
С помощью критериев определяют область для улучшения в работе
организации. Модель TQM, которая является скорее философией
управления организацией, основывается на участии всех ее членов в
повышении качества. TQM направлено на достижение долгосрочного
успеха через удовлетворение требований потребителей, получение вы-
годы сотрудниками фирмы и другими заинтересованными сторонами.
Внедрение TQM надо начинать с обучения сотрудников предприятия.
Э. Демингом сформулированы 14 базовых принципов совершенство-
вания качества философии TQM. Доказано, что вся система менедж-
мента работает лучше, если организация рассматривается как единое
целое. В данном случае для повышения эффективности деятельности
и оптимизации процессов необходимо соблюдение основных принци-
пов TQM.
Следует помнить, что менеджмент качества — лишь небольшая
составляющая менеджмента в целом. Девиз «от менеджмента каче-
ства — к качеству менеджмента» существует неспроста: высокое ка-
чество менеджмента будет обеспечено тогда, когда эффективными
в своем функционировании будут его составляющие [4]. Так как
TQM — это философия, то его внедрение может занять довольно
долгое время и потребует изменения корпоративной культуры,
в первую очередь управленцев, которые впоследствии должны внед-
рить философию в сознание остальных сотрудников.
В. Машкин говорит о том, что многие компании предпринимают
попытки внедрить TQM, но при плохой организации управления
TQM может так и не перейти из стадии идеи в стадию руководства к
действию, поэтому нужно понимать, способна ли система управления
справиться с ним, т. е. соответствует ли качество менеджмента опре-
деленным требованиям. Автор утверждает, что суть проблемы каче-
ства заключается в том, что при попытке ее решить уделялось вни-
мание только тому, что и каким образом должен делать работник, но
это определяет не качество менеджмента, а лишь содержание дея-
тельности. Важно, кто осуществляет деятельность. Оценить качество
менеджмента возможно, если оценена каждая его составляющая,
и оно тем выше, чем лучше система управления обеспечивает це-
лостность и устойчивость деятельности. В. Машкин предлагает ис-
пользовать позиционный метод, позволяющий оценить способности
к управленческой деятельности каждого руководителя, два ключевых