Previous Page  2 / 16 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 16 Next Page
Page Background

М.А. Полякова

2

Гуманитарный вестник

# 6·2016

Не вникая в подробности генетико-типологической дискуссии по

обсуждаемой проблематике, подробно изложенной в западной

(прежде всего чешско-немецкой) историографии [1], следует отме-

тить несомненную близость религиозно-теологических позиций Гуса

и Лютера, эксплицитно выраженную самим немецким реформатором

в письме своему другу Георгу Спалатину (от 14 февраля 1520 г., Вит-

тенберг) после прочтения сочинения Гуса «О церкви»: «Я уже прежде,

не сознавая этого, учил тому, что есть у Гуса, и Штаупиц, не ведая, де-

лал то же. Мы все невольные гуситы, даже Павел и Августин» [2].

Известно также, что позже Лютер издал главный труд Гуса [1]. Зани-

мались публикацией гуситского наследия и другие немецкие рефор-

маторы; так, Иоганн Агрикола осуществил первое немецкоязычное

издание памятника «Реляции о Магистре Яне Гусе в Констанце»

Петра из Младоневиц, Отто Брунфельс после смерти Ульриха фон

Гуттена издал собранную им коллекцию чешских рукописей, Мартин

Рейнхарт опубликовал в 1524 г. гуситский манифест 1430 г. и др. [1]

Тем самым, хотя труды Гуса и переводилось на немецкий язык уже в

XV в., можно с полным основанием утверждать, что именно Рефор-

мация сделала их по-настоящему доступными для ученых кругов,

превратив в средство популяризации собственных теологических

идей.

Таким образом, континуативная связь между чешским деятелем и

родоначальником немецкой реформации очевидна, что отражено,

прежде всего в биографиях Лютера [3–6], а также в специальной ис-

торической литературе. Из отечественных работ в данной связи сле-

дует упомянуть магистерскую диссертацию Е.П. Новикова «Гус и

Лютер»

1 ,

где проводится мысль о бесспорном влиянии Гуса на Лю-

тера через Иоганна фон Штаупица (Ступица, 1465–1524), викария ав-

густинского ордена, которому автор приписывал славянское проис-

хождение. В своей студенческой работе «Православие у чехов» Е.П.

Новиков проводил мысль о православных истоках учения Гуса, что

в целом было порождено идеологией славянофильства. Возможно,

подобный подход объясняется еще тем, что и Гус, и Лютер критико-

вали институт папства, а также позицией славянофилов с их крити-

кой светской власти папы. Без сомнения, вывод Е.П. Новикова о

непосредственном влиянии Гуса и гуситского движения на немецкую

реформацию и Лютера в частности выглядит, по крайней мере, не-

корректным и сомнительным, хотя и весьма популярным во второй

половине XIX в.

_________

1

Новиков Е.П. (1826–1903) — русский историк, славянофил, действительный

тайный советник, посол России в Турции, Австро-Венгрии и Греции, член Государ-

ственного совета. Работа была подготовлена им к 1848 г., но издана лишь в 1859 г. в

связи с общеевропейскими событиями 1848 г. и, в частности, национально-

освободительным движением в Австро-Венгрии.