М.А. Полякова
2
Гуманитарный вестник
# 6·2016
Не вникая в подробности генетико-типологической дискуссии по
обсуждаемой проблематике, подробно изложенной в западной
(прежде всего чешско-немецкой) историографии [1], следует отме-
тить несомненную близость религиозно-теологических позиций Гуса
и Лютера, эксплицитно выраженную самим немецким реформатором
в письме своему другу Георгу Спалатину (от 14 февраля 1520 г., Вит-
тенберг) после прочтения сочинения Гуса «О церкви»: «Я уже прежде,
не сознавая этого, учил тому, что есть у Гуса, и Штаупиц, не ведая, де-
лал то же. Мы все невольные гуситы, даже Павел и Августин» [2].
Известно также, что позже Лютер издал главный труд Гуса [1]. Зани-
мались публикацией гуситского наследия и другие немецкие рефор-
маторы; так, Иоганн Агрикола осуществил первое немецкоязычное
издание памятника «Реляции о Магистре Яне Гусе в Констанце»
Петра из Младоневиц, Отто Брунфельс после смерти Ульриха фон
Гуттена издал собранную им коллекцию чешских рукописей, Мартин
Рейнхарт опубликовал в 1524 г. гуситский манифест 1430 г. и др. [1]
Тем самым, хотя труды Гуса и переводилось на немецкий язык уже в
XV в., можно с полным основанием утверждать, что именно Рефор-
мация сделала их по-настоящему доступными для ученых кругов,
превратив в средство популяризации собственных теологических
идей.
Таким образом, континуативная связь между чешским деятелем и
родоначальником немецкой реформации очевидна, что отражено,
прежде всего в биографиях Лютера [3–6], а также в специальной ис-
торической литературе. Из отечественных работ в данной связи сле-
дует упомянуть магистерскую диссертацию Е.П. Новикова «Гус и
Лютер»
1 ,где проводится мысль о бесспорном влиянии Гуса на Лю-
тера через Иоганна фон Штаупица (Ступица, 1465–1524), викария ав-
густинского ордена, которому автор приписывал славянское проис-
хождение. В своей студенческой работе «Православие у чехов» Е.П.
Новиков проводил мысль о православных истоках учения Гуса, что
в целом было порождено идеологией славянофильства. Возможно,
подобный подход объясняется еще тем, что и Гус, и Лютер критико-
вали институт папства, а также позицией славянофилов с их крити-
кой светской власти папы. Без сомнения, вывод Е.П. Новикова о
непосредственном влиянии Гуса и гуситского движения на немецкую
реформацию и Лютера в частности выглядит, по крайней мере, не-
корректным и сомнительным, хотя и весьма популярным во второй
половине XIX в.
_________
1
Новиков Е.П. (1826–1903) — русский историк, славянофил, действительный
тайный советник, посол России в Турции, Австро-Венгрии и Греции, член Государ-
ственного совета. Работа была подготовлена им к 1848 г., но издана лишь в 1859 г. в
связи с общеевропейскими событиями 1848 г. и, в частности, национально-
освободительным движением в Австро-Венгрии.