Previous Page  4 / 16 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 16 Next Page
Page Background

М.А. Полякова

4

Гуманитарный вестник

# 6·2016

зывает, насколько популярны образ и деятельность Гуса и его после-

дователей в современной чешской науке.

Перспективное же рассмотрение гуситского движения неизбежно

приводило и приводит исследователей к сопоставлению религиозной

идеологии Гуса и Лютера. 600-летие Констанцского собора (1415),

осудившего Гуса, и его сожжения на костре актуализировали интерес

к проблеме не только в Чехии, но и в Германии, где современный ис-

торик церкви из Геттингенского университета Т. Кауфманн опубли-

ковал аналитическое эссе «Мартин Лютер, гусит» [13]. К 500-летию

Реформации (1517) Институт славяноведения РАН готовит конфе-

ренцию «Реформация и славянский мир», что также говорит о сохра-

няющемся интересе к континуативной связи двух великих реформа-

торов.

При этом, несмотря на признание определенного сходства в ис-

торических ситуациях развития гуситского движения и лютеранской

модели церкви и общества, в современной науке практически не за-

трагиваются проблемы их сходства в области образования, непосред-

ственно обусловленного распространением учения об обновленном

христианстве. Без сомнения, усматривать в программах и деятельно-

сти Гуса педагогическую составляющую достаточно проблематично.

Даже его реформы в Пражском университете носили скорее нацио-

нально-политический, нежели педагогический характер. Однако дея-

тельность общины «чешских братьев», возникшей на основе гусит-

ского движения, показательна именно с точки зрения постановки ее

членами вопроса о важности религиозного образования молодежи,

и этот момент, на наш взгляд, следует рассматривать как если и не

повлиявший непосредственно на позиции Лютера в деле обучения

населения христианской вере, то по меньшей мере предшествующий

ей в общем идеологическом и историко-генетическом контексте ре-

формационной эпохи.

В этой связи определенный интерес представляет работа

М.А. Корзо

«Украинская и белорусская катехетическая традиция

конца XVI–XVII вв.: становление, эволюция и проблема заимствова-

ний», в которой автор приводит распространенное мнение о том, что

Лютер использовал детский катехизис Общины «чешских братьев»

(

Brüderkatechismus, Kinderfragen,

1523) в качестве образца для своего

«Краткого катехизиса» (

Enchiridion,

1529

) 3 ,

в частности, при состав-

лении «Скрижали об обязанностях» (

Haustafel

) [14]. Не останавлива-

ясь на критике этого положения, следует лишь отметить, что какой-

_________

3

При использовании в данной работе названия «катехизис» имеется в виду

«Краткий катехизис» Мартина Лютера. Так называемый «Большой катехизис» спе-

циально не обсуждается, а потому постоянное употребление полного названия про-

изведения излишне.