Previous Page  10 / 16 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 10 / 16 Next Page
Page Background

М.А. Полякова

10

Гуманитарный вестник

# 6·2016

тод, который в дальнейшем использовал. Уже в 1520 г. катехизис

(еще не носивший этого имени) появился в печати в плакатной форме

под названием «Краткая форма десяти Заповедей, Символ веры и

Молитва Господня» [14]. Явно для повседневного пользования он со-

ставил также сборник основных молитв (1522) и руководство по про-

ведению обряда крещения (1523). Эти произведения затем много-

кратно переиздавались под разными названиями: «книжка с

молитвами» (

Betbüchlin

), «настольная книга» (

Handbuch

), «книга для

чтения» (

leßbüchlin

), «инструкция» (

Unterrichtung

), «руководство»

(

anlaitvng

),

«наставление»

(

Unterweisung

),

«разъяснение»

(

Erklärung

) 11

и др., что свидетельствует об их популярности в немец-

ком обществе.

Что касается «Скрижали об обязанностях», содержащей библей-

ские (Евангелие и Апостольские послания) фрагменты (без коммен-

тариев) для различных сословий (епископов, пастырей и проповед-

ников; христиан перед пастырями; светских властей и подданных;

мужей, жен, родителей, детей; работников и работодателей; молоде-

жи, вдов, всех христиан, вместе взятых), о том, как они должны ис-

полнять свои обязанности, то включение ее в катехизис Лютера так-

же выглядит вполне закономерным и традиционным. Так, например,

катехизис итальянского гуманиста и реформатора XVI в. Челио Се-

кондо Курионе (1503–1569), называемый «Наставление в христиан-

ской вере» (

Vna familiare et paterna institvtione della Christiana reli-

gione

12 ,

1549), имеет в своем составе раздел с рассуждением о семи

заповедях, регулирующих отношения верующего с другими людьми,

членами христианской общины (так называемая Вторая Скрижаль —

Seconda Tavola)

[22]. По сути эти заповеди совпадают со «Скрижа-

лью об обязанностях» Лютера и представляют собой правила взаи-

модействия в обществе, актуальные во все времена. В этой связи

примечательно, что и Лютер, и Курионе завершают анализ этого «со-

циального раздела» одним и тем же призывом — «Делайте другим

то, что хотели бы, чтобы было сделано вам» (

Fate ad altri quello che

vorreste fosse fatto a voi

)

13 .

По всей видимости, подобные построение

текста и приемы аргументации в катехитической литературе были

достаточно известны и активно использовались разными авторами.

Содержание Скрижали непосредственно связано с лютеровским

пониманием концепции призвания (

Beruf

) и может рассматриваться

как концентрированное изложение основ лютеранской этики. Здесь

практически воссоздана структура немецкого общества XVI в., в чем

_________

11

Немецкие термины даны в графике автора или издателей XVI в.

12

Название дано в оригинальной графике.

13

«Люби ближнего своего как самого себя» (

Du sollst deinen Nächsten lieben wie

dich selbst

) — у Лютера.