М.А. Полякова
10
Гуманитарный вестник
# 6·2016
тод, который в дальнейшем использовал. Уже в 1520 г. катехизис
(еще не носивший этого имени) появился в печати в плакатной форме
под названием «Краткая форма десяти Заповедей, Символ веры и
Молитва Господня» [14]. Явно для повседневного пользования он со-
ставил также сборник основных молитв (1522) и руководство по про-
ведению обряда крещения (1523). Эти произведения затем много-
кратно переиздавались под разными названиями: «книжка с
молитвами» (
Betbüchlin
), «настольная книга» (
Handbuch
), «книга для
чтения» (
leßbüchlin
), «инструкция» (
Unterrichtung
), «руководство»
(
anlaitvng
),
«наставление»
(
Unterweisung
),
«разъяснение»
(
Erklärung
) 11и др., что свидетельствует об их популярности в немец-
ком обществе.
Что касается «Скрижали об обязанностях», содержащей библей-
ские (Евангелие и Апостольские послания) фрагменты (без коммен-
тариев) для различных сословий (епископов, пастырей и проповед-
ников; христиан перед пастырями; светских властей и подданных;
мужей, жен, родителей, детей; работников и работодателей; молоде-
жи, вдов, всех христиан, вместе взятых), о том, как они должны ис-
полнять свои обязанности, то включение ее в катехизис Лютера так-
же выглядит вполне закономерным и традиционным. Так, например,
катехизис итальянского гуманиста и реформатора XVI в. Челио Се-
кондо Курионе (1503–1569), называемый «Наставление в христиан-
ской вере» (
Vna familiare et paterna institvtione della Christiana reli-
gione
12 ,1549), имеет в своем составе раздел с рассуждением о семи
заповедях, регулирующих отношения верующего с другими людьми,
членами христианской общины (так называемая Вторая Скрижаль —
Seconda Tavola)
[22]. По сути эти заповеди совпадают со «Скрижа-
лью об обязанностях» Лютера и представляют собой правила взаи-
модействия в обществе, актуальные во все времена. В этой связи
примечательно, что и Лютер, и Курионе завершают анализ этого «со-
циального раздела» одним и тем же призывом — «Делайте другим
то, что хотели бы, чтобы было сделано вам» (
Fate ad altri quello che
vorreste fosse fatto a voi
)
13 .По всей видимости, подобные построение
текста и приемы аргументации в катехитической литературе были
достаточно известны и активно использовались разными авторами.
Содержание Скрижали непосредственно связано с лютеровским
пониманием концепции призвания (
Beruf
) и может рассматриваться
как концентрированное изложение основ лютеранской этики. Здесь
практически воссоздана структура немецкого общества XVI в., в чем
_________
11
Немецкие термины даны в графике автора или издателей XVI в.
12
Название дано в оригинальной графике.
13
«Люби ближнего своего как самого себя» (
Du sollst deinen Nächsten lieben wie
dich selbst
) — у Лютера.