Previous Page  8 / 16 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 16 Next Page
Page Background

М.А. Полякова

8

Гуманитарный вестник

# 6·2016

(без власти папы!) избрали архиепископа Пражского [16]. В требова-

ниях Лютера к Собору по поводу богемцев содержался и ряд положе-

ний материального характера. Так, в случае рукоположения архиепи-

скопа Пражского представителями престола Святого Петра богемцы

не должны за это платить ни геллер

а 8 ;

также нельзя требовать от них

(богемцев) возвращения римской церкви принадлежавшего ей раньше

имущества — его надо сохранить за ними ради мира [16].

Все эти предложения позволяют видеть в Лютере гибкого дипло-

мата, который основную свою цель в то время (1520 г.) видел в при-

мирении с римской курией отошедших от нее общин и объединении

церквей. В целом это соответствовало его пониманию всеобщего

священства [21] и роли Вселенского Собора. Без сомнения, у чеш-

ской (гуситской) и формирующейся немецкой (лютеранской) церквей

были общие интересы, равно как и общие претензии к папской ку-

рии, и, насколько возможно, Лютер пытался использовать все это для

популяризации собственного видения христианской теории и прак-

тики, а также для привлечения на свою сторону новых адептов.

Дальнейшее развитие взаимоотношений немецкого реформатора

с общиной «чешских братьев» подтверждает этот вывод. Одной из

центральных теологических проблем еретических движений той эпо-

хи был вопрос о евхаристии или причастии. Сам Лютер посвятил

этому вопросу один из ключевых своих трактатов — «О вавилонском

пленении церкви» (

De captivitate Babylonica ecclesiae, praeludium,

1520), после выхода которого в свет в реформаторской среде разго-

релась дискуссия относительно толкования автором транссубстанци-

аци

и 9

, изложенного в данном сочинении.

В том же году Лютер, заинтересовавшийся учением Гуса, озна-

комился с катехизисом общины «чешских братьев» (

Brüderkatechis-

mus,

Kinderfragen

), написанным чешским богословом и ученым, ста-

рейшиной общины Яном Лукашем (1458–1528) в 1502 г. по-богемск

и 10

[17] и переизданном в 1523 г. в богемском и немецком вариантах. Сам

реформатор так писал об этом в своем трактате «О поклонении Прича-

стию»: «Вами выпущена книжка на немецком и богемском “Христи-

анское наставление для маленьких детей”…» [7]. Далее следуют соб-

ственно

теологические

разъяснения

таинства

причастия

и вопросы практического характера — как следует это таинство со-

_________

8

Мелкая разменная монета в германских землях, в XVI в. — 1/2 пфеннига.

9

Транссубстанциация

(или Пресуществление) — догмат церкви о претворении

хлеба и вина в тело и кровь Христову.

10

Строго говоря, богемского языка как такового не было и нет. Этот термин ис-

пользовал Лютер в указанном произведении, видимо исходя из названия, которое

он употреблял по отношению к чехам (богемцы). Соответственно подобную терми-

нологию использует и переводчик.