М.А. Полякова
8
Гуманитарный вестник
# 6·2016
(без власти папы!) избрали архиепископа Пражского [16]. В требова-
ниях Лютера к Собору по поводу богемцев содержался и ряд положе-
ний материального характера. Так, в случае рукоположения архиепи-
скопа Пражского представителями престола Святого Петра богемцы
не должны за это платить ни геллер
а 8 ;также нельзя требовать от них
(богемцев) возвращения римской церкви принадлежавшего ей раньше
имущества — его надо сохранить за ними ради мира [16].
Все эти предложения позволяют видеть в Лютере гибкого дипло-
мата, который основную свою цель в то время (1520 г.) видел в при-
мирении с римской курией отошедших от нее общин и объединении
церквей. В целом это соответствовало его пониманию всеобщего
священства [21] и роли Вселенского Собора. Без сомнения, у чеш-
ской (гуситской) и формирующейся немецкой (лютеранской) церквей
были общие интересы, равно как и общие претензии к папской ку-
рии, и, насколько возможно, Лютер пытался использовать все это для
популяризации собственного видения христианской теории и прак-
тики, а также для привлечения на свою сторону новых адептов.
Дальнейшее развитие взаимоотношений немецкого реформатора
с общиной «чешских братьев» подтверждает этот вывод. Одной из
центральных теологических проблем еретических движений той эпо-
хи был вопрос о евхаристии или причастии. Сам Лютер посвятил
этому вопросу один из ключевых своих трактатов — «О вавилонском
пленении церкви» (
De captivitate Babylonica ecclesiae, praeludium,
1520), после выхода которого в свет в реформаторской среде разго-
релась дискуссия относительно толкования автором транссубстанци-
аци
и 9, изложенного в данном сочинении.
В том же году Лютер, заинтересовавшийся учением Гуса, озна-
комился с катехизисом общины «чешских братьев» (
Brüderkatechis-
mus,
Kinderfragen
), написанным чешским богословом и ученым, ста-
рейшиной общины Яном Лукашем (1458–1528) в 1502 г. по-богемск
и 10[17] и переизданном в 1523 г. в богемском и немецком вариантах. Сам
реформатор так писал об этом в своем трактате «О поклонении Прича-
стию»: «Вами выпущена книжка на немецком и богемском “Христи-
анское наставление для маленьких детей”…» [7]. Далее следуют соб-
ственно
теологические
разъяснения
таинства
причастия
и вопросы практического характера — как следует это таинство со-
_________
8
Мелкая разменная монета в германских землях, в XVI в. — 1/2 пфеннига.
9
Транссубстанциация
(или Пресуществление) — догмат церкви о претворении
хлеба и вина в тело и кровь Христову.
10
Строго говоря, богемского языка как такового не было и нет. Этот термин ис-
пользовал Лютер в указанном произведении, видимо исходя из названия, которое
он употреблял по отношению к чехам (богемцы). Соответственно подобную терми-
нологию использует и переводчик.