Previous Page  7 / 16 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 16 Next Page
Page Background

Ян Гус, Kinderfragen и Enchiridion Мартина Лютера: проблема взаимодействия

Гуманитарный вестник

# 6·2016 7

торжествовал: ведь Лютер признал себя единомышленником осуж-

денного еретика, а следовательно, и сам мог быть обвинен в ереси [1].

В этой истории не столь важно определить, кто одержал победу

в диспуте, хотя Лейпцигский университет и поздравил с ней Экка.

Гораздо важнее то открытие, которое, сам того не сознавая, сделал

Лютер. Он с удивлением узнал, что не одинок в своей борьбе и что у

него были предшественники. По существу Лейпцигский диспут стал

точкой невозврата в вопросе возможного примирения реформацион-

ного движения с католической церковью. А для Лютера — поводом

для продолжения ревизии собственного учения, в котором отныне он

будет ссылаться, в том числе, и на «богемский опыт».

Еще одним неожиданным результатом Лейпцигского диспута

оказалось возникновение интереса к Лютеру в Чехии. Так, вскоре по-

сле диспута группа пражских священников назвала его «саксонским

Гусом» и прислала ему основное сочинение Гуса «О церкви». Лютер

ответил им письмом, написать которое сам не решился — писал его

друг и соратник Филипп Меланхтон (1497–1560), Лютер же отправил

чехам несколько своих работ [20]. Ознакомившись в феврале 1520 г.

с основным сочинением Гуса, реформатор изменил свое отношение

к его учению; в дальнейшем его связи с богемцами строились на от-

носительном дружелюбии и компромиссах.

В своем программном документе «К христианскому дворянству

немецкой нации об исправлении христианства» в качестве одного из

требований к светской власти и Вселенскому Собору Лютер поставил

вопрос об объединении с богемцами, чтобы навсегда покончить

с взаимными упреками [16]. Он утверждал, что «Ян Гус и Иероним

Пражский были сожжены в Констанце — вопреки папской, христи-

анской, императорской охранной грамоте и клятве, а тем самым была

нарушена заповедь Божья, что вызвало у богемцев чувство глубокой

горечи» [16]. Вину за «бедствия, последовавшие за собором»

(т. е. гуситские войны) реформатор возлагал на папу и его прибли-

женных. Не беря на себя труд осуждать или защищать положения

учения Гуса, Лютер в то же время утверждал, что «поразмышляв, не

нашел у него (Гуса) ничего ложного…, а его книги и учение преданы

проклятию несправедливо» [16]. Признавая, что «Гус был еретиком,

и настолько зловредным, насколько это можно представить» [16],

реформатор все же считал, что казнен он был незаконно и не следует

принуждать богемцев, чтобы они одобрили это.

Кроме того, Лютер призвал императора и князей послать в Боге-

мию (Чехию) нескольких благочестивых, благоразумных епископов

и ученых (только не кардиналов, папских посланников или инквизи-

торов) с тем, чтобы они пообщались с богемцами, выяснили истин-

ное об их вере и о возможности объединить их секты, чтобы те сами