Ян Гус, Kinderfragen и Enchiridion Мартина Лютера: проблема взаимодействия
Гуманитарный вестник
# 6·2016 3
Вопросы славянофильства и в целом гуситской историографии
позапрошлого столетия являются предметом особого научного инте-
реса Л.П. Лаптевой, посвятившей им ряд своих работ [7–9]. Уже в
XX в. ключевым моментом гуситско-лютеровской проблематики, как
отечественной, так и зарубежной, стало выяснение типологических
аспектов «раннебуржуазных революций», которое разделило гусито-
логов на два условных лагеря: поддерживающих традиционное «лю-
тероцентристское» понимание Реформации как уникального, отлич-
ного от предыдущего периода движения и тех, кто считал
выступления Джона Уиклефа, Яна Гуса и Мартина Лютера звеньями
единой реформационной цепи, составляющими одну эпоху. Понятно,
что рамках каждого направления можно выделить различные подхо-
ды к раскрытию проблемы, что характеризует не только ее сложность
и многослойность, но также и немеркнущий интерес к вопросам со-
отношения религиозных учений Гуса и Лютера. Историографические
перипетии в решении данной проблемы подробно изложены в статье
А.В. Рандина [1]. На сегодняшний момент автор является ведущим
специалистом в области отечественной гуситологии.
Вывод А.В. Рандина сводится к тому, что лютеровское и гусит-
ское движения следует рассматривать «в рамках сложноструктуриро-
ванного, динамического и противоречивого, но при этом единого
процесса европейской Реформации, выразившегося в становлении
качественно новой формы христианства» [1], что, без сомнения, под-
разумевает правомерность и вероятную перспективность исследова-
ний в области взаимодействия учения Гуса, деятельности общины
«чешских братьев» и теологического прорыва Лютера.
История сложных взаимоотношений чехов и немцев в условиях
совместного проживания на территории Священной Римской империи
является предметом специальных работ Г.П. Мельникова [10, 11], ко-
торый делает вывод о взаимном проникновении немецких и чешских
религиозно-культурных ценностей [11].
Следует отметить, что современная отечественная гуситология в
основном разворачивается именно в историографическом направле-
нии, подтверждением чему является, например, относительно недав-
нее (2007) диссертационное исследование Л.М. Гаркуши [12], а также
тематика большинства докладо
в 2на Международной научной конфе-
ренции «Ян Гус в истории и культуре», организованной Институтом
славяноведения РАН 8–9 декабря 2015 г. Работа Л.М. Гаркуши пока-
_________
2
А.А. Тулинов. «Ян Гус в сочинениях православных славянских книжников»,
Л.П. Лаптева. «Оценки Яна Гуса представителями позитивистского направления в
русской историографии», А.В. Амелина. «Образ Яна Гуса в чешской межвоенной ли-
тературной утопии», Е.П. Аксенова «А.Н. Пыпин о Яне Гусе и гусизме», Л.М. Гар-
куша «Процесс над Яном Гусом в оценке современной чешской историографии».