Previous Page  3 / 16 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 16 Next Page
Page Background

Ян Гус, Kinderfragen и Enchiridion Мартина Лютера: проблема взаимодействия

Гуманитарный вестник

# 6·2016 3

Вопросы славянофильства и в целом гуситской историографии

позапрошлого столетия являются предметом особого научного инте-

реса Л.П. Лаптевой, посвятившей им ряд своих работ [7–9]. Уже в

XX в. ключевым моментом гуситско-лютеровской проблематики, как

отечественной, так и зарубежной, стало выяснение типологических

аспектов «раннебуржуазных революций», которое разделило гусито-

логов на два условных лагеря: поддерживающих традиционное «лю-

тероцентристское» понимание Реформации как уникального, отлич-

ного от предыдущего периода движения и тех, кто считал

выступления Джона Уиклефа, Яна Гуса и Мартина Лютера звеньями

единой реформационной цепи, составляющими одну эпоху. Понятно,

что рамках каждого направления можно выделить различные подхо-

ды к раскрытию проблемы, что характеризует не только ее сложность

и многослойность, но также и немеркнущий интерес к вопросам со-

отношения религиозных учений Гуса и Лютера. Историографические

перипетии в решении данной проблемы подробно изложены в статье

А.В. Рандина [1]. На сегодняшний момент автор является ведущим

специалистом в области отечественной гуситологии.

Вывод А.В. Рандина сводится к тому, что лютеровское и гусит-

ское движения следует рассматривать «в рамках сложноструктуриро-

ванного, динамического и противоречивого, но при этом единого

процесса европейской Реформации, выразившегося в становлении

качественно новой формы христианства» [1], что, без сомнения, под-

разумевает правомерность и вероятную перспективность исследова-

ний в области взаимодействия учения Гуса, деятельности общины

«чешских братьев» и теологического прорыва Лютера.

История сложных взаимоотношений чехов и немцев в условиях

совместного проживания на территории Священной Римской империи

является предметом специальных работ Г.П. Мельникова [10, 11], ко-

торый делает вывод о взаимном проникновении немецких и чешских

религиозно-культурных ценностей [11].

Следует отметить, что современная отечественная гуситология в

основном разворачивается именно в историографическом направле-

нии, подтверждением чему является, например, относительно недав-

нее (2007) диссертационное исследование Л.М. Гаркуши [12], а также

тематика большинства докладо

в 2

на Международной научной конфе-

ренции «Ян Гус в истории и культуре», организованной Институтом

славяноведения РАН 8–9 декабря 2015 г. Работа Л.М. Гаркуши пока-

_________

2

А.А. Тулинов. «Ян Гус в сочинениях православных славянских книжников»,

Л.П. Лаптева. «Оценки Яна Гуса представителями позитивистского направления в

русской историографии», А.В. Амелина. «Образ Яна Гуса в чешской межвоенной ли-

тературной утопии», Е.П. Аксенова «А.Н. Пыпин о Яне Гусе и гусизме», Л.М. Гар-

куша «Процесс над Яном Гусом в оценке современной чешской историографии».