Гуманитарный вестник
# 6·2016 1
УДК 371:930.85 DOI 10.18698/2306-8477-2016-06-366
Ян Гус,
Kinderfragen и
Enchiridion
Мартина Лютера:
проблема взаимодействия
© М.А. Полякова
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Калужский филиал, Калуга, 248000, Россия
Рассмотрен вопрос о возможном влиянии идей чешского профессора и проповед-
ника Яна Гуса и практики общины «чешских братьев» на мировоззренческие пози-
ции немецкого реформатора Мартина Лютера, в частности, такой немаловаж-
ный момент, как обучение основам христианской веры детей и молодежи
посредством особой литературы — катехизисов. Катехизис «чешских братьев»
вошел в историю под сокращенным названием Kinderfragen (1523) и считается
первым примером подобного жанра детской литературы. Катехизис Лютера —
Enchiridion (1529) снискал себе славу наиболее понятного и простого пособия по
основам христианской веры и активно переиздается и используется сегодня в
практике протестантских церквей и школ.
Ключевые слова:
Реформация, гуситы, «чешские братья», «богемская ересь», ев-
харистия, катехизис.
Реформация в Германии, начавшаяся 31 октября 1517 г. с доку-
мента «95 тезисов» Мартина Лютера (1483–1546) и разделившая
западное христианство на два противостоящих лагеря, не только об-
нажила проблемы теологического и социально-политического харак-
тера, но и актуализировала религиозные учения, предшествовавшие
немецкой реформе. Прежде всего это касается критики авторитета
римского папы — популярного аспекта многих средневековых ересей.
Поэтому естественно возникает и вопрос о соотношении идей Яна Гу-
са (1369–1415) и Мартина Лютера — этих великих протагонистов
движения за обновление христианской церкви, или, точнее, за воз-
рождение раннехристианской церкви. Кроме того что они занима-
лись ревизией христианского вероучения, общность интересов этих
деятелей связана историко-территориальным объединением Чехии
(включая Моравию) и германских земель в границах Священной
Римской империи.
Однако утверждение о том, что гуситское движение начала XV в.
и начавшаяся через сто лет Реформация в Германии не могут быть
отнесены к различным историческим эпохам» [1], на наш взгляд, не-
сколько преувеличено. Эти действительно типологически сходные
явления европейской истории разделены важным с цивилизационной
точки зрения событием — изобретением в середине XV в. книгопеча-
тания, что, без сомнения, сыграло существенную роль в популяриза-
ции идей Лютера и расширило горизонты лютеровской христианской
модели, равно как и других ее протестантских вариантов, до охвата
ими практически всей Европы.