М.А. Полякова
6
Гуманитарный вестник
# 6·2016
ключалось в том, что постоянно пополнявшаяся (с 1363 г.) булла папы
Урбана V «
In Coena Domini»
,
призванная осуждать любые притяза-
ния на папский престол, ранее уже включила учения Джона Уиклифа
(1320–1384) и Яна Гуса в число самых опасных ересей, а следова-
тельно, взгляды Лютера, в целом сходные с гусовскими, априори,
при любой его аргументации на диспуте, попадали под аналогичное
обвинение. Как глубокий знаток церковной истории и виртуозный
полемист, Экк задолго до самого реформатора почувствовал, что
мысль Лютера о прямом суверенитете Христа над церковью развива-
лась в русле гуситской ереси [1].
Лютер защищал свои тезисы [15] по вопросу папского авторите-
та, обосновывая понимание папства как условного института, вовсе
не обязательного для христианства. В качестве аргументов он опи-
рался на текст Священного Писания и постановления Никейского со-
бора 325 г., где нет ни слова о папстве, а также ссылался на тысяче-
летний опыт греческой церкви, которая не находилась под властью
папы [15]. Но этот давно известный прием, ранее использованный Дж.
Уиклифом и Гусом, как раз и считался «заведомо еретическим» [20].
Материалы диспута показывают, что Экк только и ждал подобных
доводов своего оппонента, немедленно обвинив его в «богемской
ереси» [15]. Поначалу Лютер очень болезненно отнесся к этому вы-
паду и начал отрицать свою связь с богемцами. Дело в том, что на тот
момент он был ярым противником раскола церкви [1], неоднократно
выступавшим против «гуситских схизматиков» и осуждавшим их от-
ступничество от католической церкви. Кроме того, реформатор пре-
красно осознавал, перед какой аудиторией он находится. В Саксонии
гуситы оставили по себе дурную память [5]. Неслучайно было вы-
брано и место проведения диспута: Лейпцигский университет был
основан в 1409 г. немецкими магистрами и бурсаками, изгнанными
из Праги после Кутногорского декрета
7Вацлава IV (1378–1419).
В дальнейшем университет стал важным центром антигуситской эми-
грации [1] и постоянным соперником Виттенбергского университета.
Однако случилось так, что упоминание в диспуте Гуса и решений
Констанцского собора привлекло внимание Лютера. После перерыва,
ознакомившись с материалами упомянутого собора в университет-
ской библиотеке, Лютер заявил, что «некоторые положения (Яна Гу-
са. — Прим. Авт.) были прокляты ошибочно. Ведь этому прямо и яс-
но учили Павел, Августин и сам Христос» [15]. После этого Экк
_________
7
Кутногорский декрет (по месту Кутна Гора) был издан чешским королем Вац-
лавом IV 18 января 1409 г. Согласно Декрету, преимущество в принятии важных
политических решений отныне принадлежало чехам, а не немцам. Фактически это
привело к управлению Пражским университетом чехами. Инициатором данного
решения были Ян Гус и его сторонники.