Ян Гус, Kinderfragen и Enchiridion Мартина Лютера: проблема взаимодействия
Гуманитарный вестник
# 6·2016 9
вершать. Следует отметить, что весь трактат выдержан в весьма бла-
гожелательном тоне по отношению к богемцам и персонально —
к старейшине Лукашу (с которым реформатор на протяжении не-
скольких лет находился в переписке), что в очередной раз подтвер-
ждает не только стремление Лютера к мирному сотрудничеству
немецкой и чешской церквей, но и его желание это сотрудничество
расширить. Тот факт, что сочинение было написано по-немецки, а не
на латыни, говорит об истинных интересах реформатора: не исклю-
чено, что он в некоторой мере использовал «богемский опыт» и вза-
имодействие с «чешскими братьями» в собственных целях. Хотя и те,
по всей видимости, поступали так же.
Очевидно, что Лютера с представителями общины связывали
прежде всего проблемы теологического (в частности, евхаристиче-
ского) характера, а также политические интересы. Примечательно,
что и в трактате «О поклонении Причастию» затрагивается излюб-
ленная реформатором тема о необходимости обучения будущих про-
поведников латинскому, греческому и еврейскому языкам [17], при
этом намного раньше, нежели она излагается немецкой аудитории
(в «Проповеди о том, что надо отправлять детей в школу», 1530).
Иначе говоря, Лютер не только пытался найти общие места в своем и
«богемском» религиозных учениях, но и ощущал потребность в еди-
ной системе (или программе) обучения проповедников.
В этой связи действительно весьма привлекательно выглядит
мысль о возможном заимствовании Лютером у «братьев» отдельных
разделов катехизиса [14]. Однако подобное утверждение основано
лишь на возможном сходстве двух катехизисов, при этом составлен-
ных в некотором смысле единомышленниками в вопросах веры. До-
кументально подтверждается только знакомство реформатора с
Kin-
derfragen,
что указано им самолично в вышеупомянутом трактате
.
Тот же трактат подтверждает и внимание Лютера к вопросам, свя-
занным с таинством причастия, а работа «О вавилонском пленении
церкви» отражает его интерес к проблемам крещения и исповеди, так
что включение этих разделов в его катехизис 1529 г. выглядит вполне
закономерно.
Кроме того, известно, что к созданию своего катехизиса Лютер
шел долго и мучительно, скрупулезно «оттачивая» в ходе проповедо-
вания основные положения своего учения. Это позволило ему
в дальнейшем выработать действительно лаконичную и доступную
версию этого сочинения, которое оказалось своего рода суммой, ито-
гом религиозного и проповеднического опыта, накопленного Люте-
ром в предыдущие годы [19]. Так, уже задолго до написания соб-
ственно катехизиса, реформатор проповедовал отдельные его части:
разъяснял суть десяти Заповедей, Символа веры и Господней молит-
вы («Отче наш») и тем самым уже в 1517–1518 гг. предвосхитил ме-