Previous Page  9 / 16 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 16 Next Page
Page Background

Ян Гус, Kinderfragen и Enchiridion Мартина Лютера: проблема взаимодействия

Гуманитарный вестник

# 6·2016 9

вершать. Следует отметить, что весь трактат выдержан в весьма бла-

гожелательном тоне по отношению к богемцам и персонально —

к старейшине Лукашу (с которым реформатор на протяжении не-

скольких лет находился в переписке), что в очередной раз подтвер-

ждает не только стремление Лютера к мирному сотрудничеству

немецкой и чешской церквей, но и его желание это сотрудничество

расширить. Тот факт, что сочинение было написано по-немецки, а не

на латыни, говорит об истинных интересах реформатора: не исклю-

чено, что он в некоторой мере использовал «богемский опыт» и вза-

имодействие с «чешскими братьями» в собственных целях. Хотя и те,

по всей видимости, поступали так же.

Очевидно, что Лютера с представителями общины связывали

прежде всего проблемы теологического (в частности, евхаристиче-

ского) характера, а также политические интересы. Примечательно,

что и в трактате «О поклонении Причастию» затрагивается излюб-

ленная реформатором тема о необходимости обучения будущих про-

поведников латинскому, греческому и еврейскому языкам [17], при

этом намного раньше, нежели она излагается немецкой аудитории

(в «Проповеди о том, что надо отправлять детей в школу», 1530).

Иначе говоря, Лютер не только пытался найти общие места в своем и

«богемском» религиозных учениях, но и ощущал потребность в еди-

ной системе (или программе) обучения проповедников.

В этой связи действительно весьма привлекательно выглядит

мысль о возможном заимствовании Лютером у «братьев» отдельных

разделов катехизиса [14]. Однако подобное утверждение основано

лишь на возможном сходстве двух катехизисов, при этом составлен-

ных в некотором смысле единомышленниками в вопросах веры. До-

кументально подтверждается только знакомство реформатора с

Kin-

derfragen,

что указано им самолично в вышеупомянутом трактате

.

Тот же трактат подтверждает и внимание Лютера к вопросам, свя-

занным с таинством причастия, а работа «О вавилонском пленении

церкви» отражает его интерес к проблемам крещения и исповеди, так

что включение этих разделов в его катехизис 1529 г. выглядит вполне

закономерно.

Кроме того, известно, что к созданию своего катехизиса Лютер

шел долго и мучительно, скрупулезно «оттачивая» в ходе проповедо-

вания основные положения своего учения. Это позволило ему

в дальнейшем выработать действительно лаконичную и доступную

версию этого сочинения, которое оказалось своего рода суммой, ито-

гом религиозного и проповеднического опыта, накопленного Люте-

ром в предыдущие годы [19]. Так, уже задолго до написания соб-

ственно катехизиса, реформатор проповедовал отдельные его части:

разъяснял суть десяти Заповедей, Символа веры и Господней молит-

вы («Отче наш») и тем самым уже в 1517–1518 гг. предвосхитил ме-