Previous Page  11 / 16 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 11 / 16 Next Page
Page Background

Ян Гус, Kinderfragen и Enchiridion Мартина Лютера: проблема взаимодействия

Гуманитарный вестник

# 6·2016 11

состоит ее особая значимость. Вероятно, определенная картина соци-

ума была представлена и в катехизисе «чешских братьев», что также

вполне естественно объясняется задачами и уже сложившейся в со-

ответствии с ними структурой подобного рода дидактической лите-

ратуры.

Тем самым вопрос о возможном заимствовании Лютером формы

катехизиса у общины «чешских братьев» или интерпретации им его

содержания является, как отмечалось, крайне проблематичным в си-

лу отсутствия полного текста последнего. Однако упоминание

немецким реформатором катехизиса старейшины Лукаша, а также

документальное свидетельство их взаимоотношений именно по от-

дельным вопросам вероисповедания (в частности, евхаристии), поз-

воляет сделать вывод об определенной преемственности теологии

Лютера и религиозной практики братства, которое вело свою исто-

рию от смелых идей Яна Гуса, и нашло отражение именно в произве-

дении

Enchiridion

.

Примечательно, что один из выдающихся представителей «чеш-

ского братства», его последний епископ, педагог и родоначальник

современной дидактики Ян Амос Коменский (1592–1670) в вопросах

необходимости всеобщего школьного образования и организации

школ для мальчиков и девочек неоднократно ссылался на доктора

Лютера, а также Филиппа Меланхтона [23]. Таким образом в истори-

ческой ретроспективе намечается своего рода континуативная цепоч-

ка: Ян Амос Коменский — Мартин Лютер — Ян Гус, а актуализация

реформационных идей в педагогической сфере отражает тем самым

объективное стремление любого учения (особенно религиозного) к

распространению в максимально широких слоях общества через раз-

личные образовательные структуры (школы), методы и учебные по-

собия (в данном случае, катехизисы).

Роль же «богемского опыта» в религиозной и педагогической си-

стеме Лютера как раз и состояла в том, что неожиданное открытие

им этого опыта, возможно, побудило немецкого реформатора более

критически и продуманно отнестись к собственной теологии. Таким

образом, реформа церкви Лютера в известном смысле слова актуали-

зировала учение Гуса, что обусловило ее неповторимый облик в за-

падной цивилизационной истории.

Работа выполнена при частичном финансировании гранта

РГНФ 15-06-10121а

ЛИТЕРАТУРА

[1]

Рандин А.В. Чешская и немецкая Реформация (некоторые аспекты взаи-

модействия). В кн.:

Славяно-германские исследования

. Т. 1, 2. Москва,

Индрик, 2000, с. 130–166.

[2]

Dr. Martin Luthers Werke. Kritische Gesamtausgabe. Briefwechsel

. Bd. 2.