Ян Гус, Kinderfragen и Enchiridion Мартина Лютера: проблема взаимодействия
Гуманитарный вестник
# 6·2016 11
состоит ее особая значимость. Вероятно, определенная картина соци-
ума была представлена и в катехизисе «чешских братьев», что также
вполне естественно объясняется задачами и уже сложившейся в со-
ответствии с ними структурой подобного рода дидактической лите-
ратуры.
Тем самым вопрос о возможном заимствовании Лютером формы
катехизиса у общины «чешских братьев» или интерпретации им его
содержания является, как отмечалось, крайне проблематичным в си-
лу отсутствия полного текста последнего. Однако упоминание
немецким реформатором катехизиса старейшины Лукаша, а также
документальное свидетельство их взаимоотношений именно по от-
дельным вопросам вероисповедания (в частности, евхаристии), поз-
воляет сделать вывод об определенной преемственности теологии
Лютера и религиозной практики братства, которое вело свою исто-
рию от смелых идей Яна Гуса, и нашло отражение именно в произве-
дении
Enchiridion
.
Примечательно, что один из выдающихся представителей «чеш-
ского братства», его последний епископ, педагог и родоначальник
современной дидактики Ян Амос Коменский (1592–1670) в вопросах
необходимости всеобщего школьного образования и организации
школ для мальчиков и девочек неоднократно ссылался на доктора
Лютера, а также Филиппа Меланхтона [23]. Таким образом в истори-
ческой ретроспективе намечается своего рода континуативная цепоч-
ка: Ян Амос Коменский — Мартин Лютер — Ян Гус, а актуализация
реформационных идей в педагогической сфере отражает тем самым
объективное стремление любого учения (особенно религиозного) к
распространению в максимально широких слоях общества через раз-
личные образовательные структуры (школы), методы и учебные по-
собия (в данном случае, катехизисы).
Роль же «богемского опыта» в религиозной и педагогической си-
стеме Лютера как раз и состояла в том, что неожиданное открытие
им этого опыта, возможно, побудило немецкого реформатора более
критически и продуманно отнестись к собственной теологии. Таким
образом, реформа церкви Лютера в известном смысле слова актуали-
зировала учение Гуса, что обусловило ее неповторимый облик в за-
падной цивилизационной истории.
Работа выполнена при частичном финансировании гранта
РГНФ 15-06-10121а
ЛИТЕРАТУРА
[1]
Рандин А.В. Чешская и немецкая Реформация (некоторые аспекты взаи-
модействия). В кн.:
Славяно-германские исследования
. Т. 1, 2. Москва,
Индрик, 2000, с. 130–166.
[2]
Dr. Martin Luthers Werke. Kritische Gesamtausgabe. Briefwechsel
. Bd. 2.