Закономерности тройной детерминации научного творчества
Гуманитарный вестник
# 5·2016 9
С помощью технических устройств Архимед сделал Сиракузы
неприступными, и лишь оплошность самих горожан позволила рим-
лянам взять город. Значительная часть открытий Архимеда в матема-
тике, механике, технике не получила признания в Древнем Риме, ак-
тивно использовались лишь его достижения в военной и строитель-
ной технике.
Можно привести и множество других подобных примеров: ге-
лиоцентрическая модель планетарной системы Аристарха Самосско-
го (310–230 гг. до н.э.), водяная турбина Филона (ок. 25 г. до н.э. —
ок. 50 г. н.э.), прототип паровой турбины, кукольный театр автоматов
для пьесы из пяти актов Герона Александрийского. Но паровой шар,
автоматы Герона были забыты на столетия и даже на тысячелетия.
Показателен также в этом плане и пример Л. да Винчи, который во
многих областях науки и техники значительно опередил свое время,
но его открытия так же были забыты, как и достижения других твор-
цов прошлого [9].
Итак, благодаря таланту, уникальным, индивидуальным способ-
ностям творческой личности появились рассмотренные выше откры-
тия и изобретения. Созидательная деятельность этих творцов харак-
теризовалась результатом, далеко опережающим свое время. Как уже
было отмечено, при изучении личностного фактора в науке наиболь-
шим эвристическим потенциалом обладает категория менталитета.
Менталитет, представляя собой совокупность социально-психо-
логических особенностей субъекта, детерминирует его специфиче-
ское восприятие мира и особый характер деятельности. Поскольку
внешними формами проявления личностных качеств, сознания и в
целом психики человека служат речь, поведение и деятельность с ее
предметными результатами, то изучение менталитета требует уста-
новления соответствующих вербальных, поведенческих, деятель-
ностных и предметных индикаторов [3]. Результаты деятельности
являются формами объективации менталитета. Основные источники
для изучения научной ментальности — созданные учеными техниче-
ские устройства, научные и философские тексты, воспоминания са-
мих авторов и их современников, переписка с другими учеными,
факты биографии и т. д. Категория менталитета позволяет решать
вопросы о том, почему данное открытие сделал этот ученый, а не
другой, располагавший той же когнитивной базой, а также почему
научное сообщество легко принимает одну новую идею и долго не
принимает другую.
Обычно отмечают следующие черты научной ментальности: лю-
бовь к истине и вытекающую отсюда интеллектуальную честность,
воображение и критицизм, самостоятельность мышления, способ-
ность улавливать общественные потребности, смелость и упорство в
достижении цели, веру в себя и возможности науки, стремление