Previous Page  9 / 13 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 13 Next Page
Page Background

Закономерности тройной детерминации научного творчества

Гуманитарный вестник

# 5·2016 9

С помощью технических устройств Архимед сделал Сиракузы

неприступными, и лишь оплошность самих горожан позволила рим-

лянам взять город. Значительная часть открытий Архимеда в матема-

тике, механике, технике не получила признания в Древнем Риме, ак-

тивно использовались лишь его достижения в военной и строитель-

ной технике.

Можно привести и множество других подобных примеров: ге-

лиоцентрическая модель планетарной системы Аристарха Самосско-

го (310–230 гг. до н.э.), водяная турбина Филона (ок. 25 г. до н.э. —

ок. 50 г. н.э.), прототип паровой турбины, кукольный театр автоматов

для пьесы из пяти актов Герона Александрийского. Но паровой шар,

автоматы Герона были забыты на столетия и даже на тысячелетия.

Показателен также в этом плане и пример Л. да Винчи, который во

многих областях науки и техники значительно опередил свое время,

но его открытия так же были забыты, как и достижения других твор-

цов прошлого [9].

Итак, благодаря таланту, уникальным, индивидуальным способ-

ностям творческой личности появились рассмотренные выше откры-

тия и изобретения. Созидательная деятельность этих творцов харак-

теризовалась результатом, далеко опережающим свое время. Как уже

было отмечено, при изучении личностного фактора в науке наиболь-

шим эвристическим потенциалом обладает категория менталитета.

Менталитет, представляя собой совокупность социально-психо-

логических особенностей субъекта, детерминирует его специфиче-

ское восприятие мира и особый характер деятельности. Поскольку

внешними формами проявления личностных качеств, сознания и в

целом психики человека служат речь, поведение и деятельность с ее

предметными результатами, то изучение менталитета требует уста-

новления соответствующих вербальных, поведенческих, деятель-

ностных и предметных индикаторов [3]. Результаты деятельности

являются формами объективации менталитета. Основные источники

для изучения научной ментальности — созданные учеными техниче-

ские устройства, научные и философские тексты, воспоминания са-

мих авторов и их современников, переписка с другими учеными,

факты биографии и т. д. Категория менталитета позволяет решать

вопросы о том, почему данное открытие сделал этот ученый, а не

другой, располагавший той же когнитивной базой, а также почему

научное сообщество легко принимает одну новую идею и долго не

принимает другую.

Обычно отмечают следующие черты научной ментальности: лю-

бовь к истине и вытекающую отсюда интеллектуальную честность,

воображение и критицизм, самостоятельность мышления, способ-

ность улавливать общественные потребности, смелость и упорство в

достижении цели, веру в себя и возможности науки, стремление